Развитие памяти младших школьников с нарушением интеллекта
Введение
Актуальность исследования: оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями (на всех возрастных эта¬пах их индивидуального развития) является наиболее важным на¬правлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики. Для решения практических задач в этой области мобилизуются усилия ученых, практических работников, органи-заторов специального образования. Среди различных категорий детей, нуждающихся в подобной помощи, особое место занимают дети и подростки с выраженными нарушениями умственного развития, которые еще сравнительно недавно (до начала 1990-х) не включались в специ¬ально организованную образовательно-развивающую среду. Аномалии психики, (к числу которых относится умственная отсталость) в детском возрасте специфичны и отличаются неоднородностью степени их выраженности. Реализация программ воспитания, обучения и формирования личности подрастающего человека с аномалиями психики невозможна без учета конституционально-генетических (биологических) и социально-психологических (средовых) факторов в развитии, психологического анализа тенденций первоначального проявления аномалий психики в онтогенезе, разработки комплекса воспитательно-педагогических психолого-коррекционных мероприятий.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….. ....4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения памяти у младших школьников с нарушением интеллекта............................................................7
1.1. Память как психический процесс, сущность, понятие.................................7
1.2. Классификация видов памяти.......................................................................10
1.3. Особенности памяти у детей с нарушением интеллекта ………..............14
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей памяти у детей младшего возраста с нарушениями интеллекта...........................................21
2.1. Краткая характеристика детей экспериментальной группы.......................21
2.2. Содержание, структура исследования.........................................................22
2.3. Результаты констатирующего эксперимента...............................................24
Заключение.............................................................................................................30
Список использованной литературы .................................................................32
Список литературы
1. Александрова Н.А. Некоторые результаты клинического изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.//Дефектология. - 2002. - №6.
2. Александров Ю.И. Психофизиология. Учебник для вузов-3е издание: - Питер 2007.
3. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения: Пер. с англ./Общ. редакция Ю.М. Забродина, Б.Ф. Ломова. – М.: Прогресс, 1980.
4. Ахутина Т. Пылаева Н. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб: - Питер, 2008.
5. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. - М., 2001.
6. Виноградова А.Д. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2111 "Дефектология"/ А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 1985.
7. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973.
8. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб. и др.: ЛАНЬ:
-С.-Петерб. психол. о-во, 2003.
9. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте// Психология памяти/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 1998.
10. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании// Хрестоматия. - М., 2001.
11. Дефектология: Словарь-справочник/Авт.-сост. С.С.Степанов; Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Новая школа, 1996.
12. Джеймс У. Память // Психология памяти: Хрестоматия /Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000.
13. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. - М, 2002.
14. Григонис А.В. Особенности развития памяти у тормозных олигофренов// Исследование познавательных процессов детей-олигофренов: Сб. науч. тр. – М.: Изд. АПН СССР, 1987.
15. Забрамная С.Д. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных сотояний//Детская патопсихология: Хрестоматия/Сост., авт., всуп. ст. Н.Л. Белопольская. – 2-е изд., испр. – М.: Комто-Центр, 2001.
16. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002.
17. Зинченко Т. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. СП-Б., 2002.
18. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М., 1991.
19. Клинико-физиологическое исследование аномального ребенка: Сб. науч. тр.; Редкол.: Л.Ф. Гаврилов и др. – М.: МГПИ, 1984.
20. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1990.
21. Лебединская К.С. Степени умственного недоразвития при олигофрении// Детская патопсихология: Хрестоматия/Сост., авт., всуп. ст. Н.Л. Белопольская. – 2-е изд., испр. – М.: Комто-Центр, 2001.
22. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – М.: Педагогика, 1988.
23. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. - М.: Просвещение, 1992.
24. Матасов Ю.Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы. – Л., 1986.
25. Немов Р. С. Психология: Словарь-справочник. В двух частях. Часть 1. М., ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
26. Немов Р.С. Общие основы психологии/ Психология кн.1.-М.:Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
27. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития (олигофренопедагогика): Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Б.П. Пузанова.- М.: Академия, 2001.
28. Петрова В.Г. Новые исследования познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы//Исследование познавательных процессов детей-олигофренов: Сб. науч. тр. – М.: Изд. АПН СССР, 1987.
29. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие для пед. вузов. – М.: Акад., 2002.
30. Психология памяти/Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М., АСТ, Астрель: Хрестоматия по психологии, 2008 г.
31. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии//Дефектология. - 2002. - №3.
32. Романенко О.В. Экспериментальное исследование умственной работоспособности у умственно отсталых учеников// Исследование познавательных процессов детей-олигофренов: Сб. науч. тр. – М.: Изд. АПН СССР, 1987.
33. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В.Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия. 1993. – Т.1
34. Рубинштейн С.Л. Память// Психология памяти/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 1998.
35. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение, 1970.
36. Сенсорные и интеллектуальные аномалии и пути их преодоления: Сб. науч. тр./Редкол.: Л.П. Назарова (отв.ред.) и др. – Л.: ЛГПИ, 1984.
37. Специальная психология: учебное пособие/Под. ред. В.И. Лубовского. - М.: АCАDEMIА, 2003.
38. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание 3-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999.
39. Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр, пособие для учителя. – М., Владос, 2007.
40. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2001.
41. Сумарокова В.А. Сравнительное исследование зрительной памяти у детей с разным уровнем умственного развития// Исследование познавательных процессов детей-олигофренов: Сб. науч. тр. – М.: Изд. АПН СССР, 1987.
42. Тайсон Ф. Тайсон Р. Л. Психоаналитические теории развития. М., Когито-Центр, 2006.
43. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М., 2002.
44. Фрейд З. Забывание впечатлений и намерений // Психология памяти: Хрестоматия /Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000.
45. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М., Директ-Медиа, 2008.
46. Черемошкина Л.В. Психология памяти: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2002.
47. Шадриков В.Д. Психологическая деятельность и способности человека.-М.,1996.
48. Шалимов В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений. – М.: Аcаdemiа, 2003.
49. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. - М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2001.
В процессе обследования выяснилось, что у младших школьников с нарушением интеллекта идет недоразвитие не только логической, но и механической памяти. Обнаружено, что ученики с нарушением интеллекта не могут самостоятельно припомнить воспринятый ранее материал. Припоминание идет успешнее, если младшим школьникам предлагаются вопросы, которые заставляют их размышлять над ответом, требуют умственного напряжения. Но даже и в этом случае припоминание представляет для учащихся с нарушением интеллекта, значительные трудности. Ученики с нарушением интеллекта дают верные ответы только на вопросы, касающиеся конкретных фрагментов текста, картины, таблицы. Результаты исследования показали недостаточность развития всех видов памяти, как зрительной, так и слуховой, словесно-логической. Однако, следует отметить, что дети с нарушением интеллекта различаются по уровню развития способности к запоминанию материала, по степени владения способами запоминания, по характеру познавательной активности, по отношению к запоминаемому материалу. Дети с нарушением интеллекта усваивают все новое очень медленно, быстро забывают воспринятое и не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике. Причины замедленного и плохого усвоения новых знаний и умений связано, прежде всего; в свойствах нервных процессов детей с нарушением интеллекта. Слабость замыкательной функции коры головного мозга обуславливает малый объем и замедленный темп формирования новых условных связей, а также их непрочность.