Формирование самостоятельности у подростков на уроках литературы
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время актуальным считается вопрос становления познавательной самостоятельности на уроках литературы. Работа на уроке временами вызывает затруднения у школьников. К примеру, анализ литературного произведения не получается вследствие того, собственно, что учащиеся не знают, для чего им это необходимо. Значит, нужно узнать, какие составляющие и свойства учебно-воспитательного процесса на уроках литературы учителя считают более актуальными для автономного учения подростков, какое пространство в профессиональной подготовке учителя занимают способы, дозволяющие создавать познавательную самостоятельность у молодых людей на уроках литературы. Самыми традиционными видами самостоятельной работы на уроках литературы является написание сочинения и изложения школьниками. Работа по развитию письменной речи многообразна и зависит: а) от возрастных особенностей учащихся; б) уровня их литературного и речевого развития и в) от поставленных учителем познавательных и коммуникативных задач.
На уроках литературы применимы такие виды самостоятельной работы учащихся, как сочинение или изложение на заданную тему, подготовка доклада, реферата, выполнение иллюстрации к произведению и ее защита. Так, при подготовке сообщения, доклада или реферата предлагают учащимся тему, источники – это может быть учебник, справочная литература, энциклопедии. Учащиеся получают полный инструктаж по написанию и защите своего сообщения. На подготовку отводится от 1 до 3 дней.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о самостоятельности подростков на уроках литературы 6
1.1 Сущность самостоятельности на уроках литературы 6
1.2 Принципы приобщения подростков к самостоятельности на уроках литературы 10
1.3 Формы, средства и методы в работе педагога-филолога по формированию самостоятельности подростков на уроках литературы 11
Глава 2. Опытная работа по изучению уровня сформированности самостоятельности подростков на уроках литературы 16
2.1. Диагностика уровня сформированности самостоятельности у подростков на уроках литературы 16
2.2. Комплекс мероприятий по формированию самостоятельности у подростков на уроках литературы 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 27
Приложение1 29
Приложение 2 30
Приложение3 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аксенова Л. А. Развитие творческих способностей детей / Л. А. Аксенова // Литература в школе. – 2007. №7.
2. Байкова Л. А. Ток-шоу «Отцы и дети»/ 50 сценариев классных часов. М.: Центр «Педагогический поиск», 1999.- 160с.
3. Богданова О. Ю. Методика преподавания литературы: Учебник для студентов пед. вузов /О.Ю.Богданова. – М.: Академия, 2004. – 400с.
4. Дереклеева Н. И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или учимся жить в современном мире. - М.: ВАКО, 2004.-122с.
5. Еремина Т. Я. Мастерские по литературе. 10 класс. Методическое пособие. - СПб: «Паритет»,2004.-256с.
6. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании / И. Г. Захарова. – М.: Академия, 2003. – 192 с.
7. Калюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. М., Просвещение, 1985.
8. Китайгородская Г. И. Познавательная самостоятельность. Диагностика и пути развития // Наука и школа. 1999. - № 3. – с. 27–31.
9. Кленицкая И.Я. Получится у каждого. Как сделать изучение литературы делом, жизненно важным для подростков / И.Я. Кленицкая // Литература в школе. – 2002. №7.
10. Коцюбинская Т. Н. Использование информационных технологий на уроках литературы. // Приложение к журналу СПО 2010, №2.
11. Лазаренко Г. П. Приемы активизации и обратной связи на уроке литературы. // Литература в школе 1996, №1.
12. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., Педагогика, 1981.
13. Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.
14. Половникова Н. А. Метод познавательной деятельности – средство и результат воспитания познавательной самостоятельности школьников. Учёные записки. Т. 445.
15. Программно – методические материалы. Литература. 5–11 кл. /Сос. Т. А. Калганова. -3-е изд., - М.: Дрофа,2000.-320с.
16. Рабунский Е. С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников (на основе анализа их самостоятельной деятельности). – Спб.: Педагогика, - 1975.
17. Усова А. П. Роль игры в воспитании / А. П. Усова. – М.: Просвещение, 1976. 237с.
18. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982.
19. Шишмаренкова Г. Я. Самостоятельная работа на уроках литературы: сотворчество учителя и ученика /Филологический класс. Региональный методический журнал учителей – словесников Урала, 2003, №10, с.39-43.
Следующим способом при исследовании литературы считается написание учениками тезисного намерения. [12, 18] Тезирование – один из обликов извлечения ведущей информации из текста с дальнейшей ее переработкой. Оно подразумевает членение слова на части, выделение в нем положений, несущих ведущую информацию, вычленение ее и выделение в максимально сжатую формулировку, - тезис. Тезисы имеют все шансы быть цитированными. От составления тезисов перебегают к конспектированию: к тезисам прибавляют подтверждения и примеры. Вслед за тем отдельные тезисы учащиеся связывают во тирады, имеющие главные думы. Свободный конспект – это сжатая и связная предоставление слова собственными текстами. На уроках литературы при выполнении иллюстраций школьники выбирают в произведении понравившийся им эпизод и изображают его. Здесь воплощается творческий потенциал учащихся, умение правильно выбрать эпизод для иллюстрации. На уроке же ученики проводят защиту рисунка: они доказывают, почему выбрали именно этот эпизод. Этот вид заданий позволяет формировать грамотно построенную связную устную речь школьников.
Как вид самостоятельной деятельности на уроках русского языка и литературы можно отметить игру. Это может быть викторина, лингвистическая игра и т. д. Игра активизирует стремление обучаемых к контакту друг с другом, с учителем, создает условия равенства в речевом общении, разрушает традиционный барьер между учителем и учениками. Ученики же приобретают навыки и умения начать беседу, продолжить и поддержать ее, прервать собеседника, опровергать или соглашаться с теми или иными суждениями [5, 54].
Примерами игр могут служить: «Собери фразеологизм», разгадывание кроссворда, различные путешествия и др.
Формой самостоятельной деятельности может служить и внедрение работы с компьютером. У учащихся формируются орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогащается словарный запас, происходит овладение нормами литературного языка, расширяются знания литературоведческих и лингвистических терминов, что так важно при сдаче ГИА и ЕГЭ по русскому языку и литературе.