Изучение словаря антонимов у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
ВВЕДЕНИЕ
Словарь ребенка – составляющий элемент его развития. Как считают многие ученые, проблема формирования словарного запаса и особенно его количественно-качественного состава остро стоит на ряду с другими основными проблемами в логопедии.
Исследованием особенностей формирования словаря, как компонента речевой системы занимались такие ученые, как: В.В. Виноградов, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин.
Ученые отмечали, что слово – единица не только речи, но и мышления и своевременное качественно-количественное накопление запаса лексики является основой для познания окружающего мира и в целом полноценного и всестороннего развития ребенка, что в свою очередь будет создавать успешные условия для дальнейшего его обучения в школе.
Однако, среди учащихся массовой школы встречаются дети с общим недоразвитием речи, для которых характерно точное знание и употребление многих слов и недостаточно полная с
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ - 3 -
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ - 6 -
1.1 Формирование словаря в онтогенезе - 6 -
1.2 Особенности речевого развития у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня - 10 -
1.3 Особенности словаря у младших школьников - 18 -
Выводы по главе 1 - 24 -
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СЛОВАРЯ АНТОНИМОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ - 26 -
2.1 Цель, задачи и методы исследования словаря антонимов у детей экспериментальной группы - 26 -
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента - 31 -
Выводы по главе 2 - 48 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 50 -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - 52 -
Приложения - 56 -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М. 1981г.
2. Бутон Ш. Формирование речи // Психолингвистика. М.: Прогресс, 1984.
3. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - С.- П.: "Детство - Пресс", 2003.
4. Волкова Г.А., Илюк М.А. Методика динамического обследования детей с нарушениями речи. - С.- П. 2002
5. Волосец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи школьников\\ - Институт общегуманитарных исследований В. Секачева- М. 2002
6. Ворошилова, Е. Л. Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию потенциальных понятий у младших школьников [Текст] / Е. Л. Ворошилова, А. Ю. Дымкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2020. — №4. — С. 14-26.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961
9. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас. -М.:АРКТИ,1999
10. «Елисеева М.Б., Цейтлин С.Н.», - Говорят дети, СПб., 1996.
11. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас. -М.:АРКТИ,1999
12. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у школьников. -М., 1981.
13. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. - М., 1994.
14. Жукова Я.С, Мастюкова Е. М„ Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у школьников. - М., 1990.
15. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. – Новосибирск, 1975
16. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Логопедические занятия с детьми 6-7 лет: Методические рекомендации. - Санкт-петербург, 2003
17. Изволенская, Л. Н. Словари антонимов русского языка как средство развития речи младших школьников. [Текст]/ Л. Н. Изволенская//Начальная школа.- 1982. - №1. – С. 22-25.
18. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи: Уч. пос. для студ. пед. вузов по спец. "Логопедия"/Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М.: Центр Гум. лит-ры "РОН" В. Секачев ,2000
19. Красовская О.В. Окказиональное слово детских писателей // Русская филология. Украинский вестник. - Харьков, 1997.
20. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пос. для учителя-логоп
Проведя анализ данных о количестве и процентном соотношении, мы можем сделать вывод о различных особенностях развития словарного запаса у детей в норме развития. Нас интересует замедленное пополнение словаря словами-антонимами.
По исследованию различных авторов и А.В.Захаровой, напрашивается вывод о том, что слова, обозначающие предметы преобладают в словаре обучающихся. Слов-действий количественно меньше. Когда же в речь ребенка включаются прилагательные, и ребенок активно применяет их в речи, это говорит о наступлении старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Анна Владимировна заявила о преобладании слов, которые обозначают людей. Активно сочетающиеся и имеющие широкое значение прилагательные чаще используются в речи детей. [14]
Как однажды выразилась М.Ж.Флерова: «В современном русском языке имена прилагательные - это самая многочисленная после существительных армия слов». [43]
Высокая частота использования прилагательных-числительных (который, такой, мой, свой, весь и т.д.) указыв

