Особенности личностной тревожности подростков
Введение
Проблема тревожности как психологического феномена актуальна и современна, сегодня так же, как и много лет назад. Несмотря на большое количество работ, посвященных ей (более 5000 статей и монографий), большинство важных вопросов остаются не разрешенными, и по сей день.
Выдающиеся зарубежные и отечественные ученые, философы, психологи, в том числе медицинские и клинические, врачи-неврологи, психотерапевты, психиатры, педагоги и др. специалисты, такие как: И.Н. Андреева, Н.Е. Аракелов. В.М. Астапов, В.Ф. Березин, Л.В. Бороздина, И. Вачков, В.К. Вилюнас, О.П. Елисеев, А. И. Захаров, К. Изард, Б.И. Кочубей, Е.Е Малкова, Е.В. Новикова, А.М. Прихожан, Е.И. Рогов, Е. Савина, Ч.Д. Спилбергер, Ф. Сушкова, Н.Д. Творогов, З. Фрейд, Ю.Л. Ханин, К. Хорни, Н. Шанина, Э. Эриксон и другие, изучали особенности возникновения и проявления тревоги и тревожности на разных возрастных этапах личностного формирования.
Исследование тревожности помогает лучше понять закономерности развития эмо
Оглавление:
Введение……………………………………………………………………….5
Глава 1. Тревожность как показатель адекватности эмоционального состояния личности..……………………………….…………………………18
1.1 Понятия тревожности, тревоги и страха………………………………..11
1.2 Виды и формы тревожности. «Маски тревоги»………………………..18
Глава 2. Исследование особенностей личностной тревожности в подростковом возрасте……………………………………………………….33
2.1 Особенности личностной тревожности в среднем подростковом возрасте. Причины появления тревожности……………………………… …………..23
2.2 Экспериментальное исследование личностной тревожности школьников 13-14 лет……………………………………………………………………….33
Заключение…………………………………………………………………….35
Библиография…………………………………………………………………37
Приложения…….39
Библиография
1. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е., Шотт Е. К. «Психофизиологический метод оценки тревожности» // Психологический журнал – 1997 - № 2.
2. Аракелов Н., Шишкова Н. «Тревожность: методы ее диагностики и коррекции» / Вестник МУ, сер. Психология. – 1998. - № 1.
3. Астапов В. М. Тревожность у детей. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 160 с.
4. Большая психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007. – 544 с.
5. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. – 627 (6) с. – (Большая университетская библиотека).
6. Василенко А. О. Связь тревожности и некоторых личностных характеристик подростка. Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки» №2 (14). – 2005.
7. Вачков И. Тревожность, тревога, страх: различение понятий. // Школьный психолог. – 2004. - № 8.
8. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2004. – 509 с.
9. Изард К. Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер. – 2008. – 464 с.: ил.
10. Клиническая психология. Словарь. Под ред. Твороговой Н. Д. – М.: ПЕР СЭ, 2007.
11. Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги // Воспитание школьника – 1990. - № 6.
12. Кочубей Б., Новикова Е. Снимем маску с тревоги // Семья и школа. – 1988. - №11.
13. Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. – М.: Знание, 1988. – 80 с.
14. Малкова Е. Е. Возрастная динамика проявлений тревожности у школьников // Вопросы психологии. – 2009. - № 4.
15. Немов Р. С. Психологический словарь, М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007.
16. Пасынкова Н. Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал. – 1996. - № 1.
17. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование – 1998. - № 2.
18. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с. (Серия «Библиотека педагога-практика»).
19. Прихожан А. М. Явление, причины, диагностика» // Школьный психолог. - № 8. – 2004.
Выделены три формы «открытой» тревожности.
1. Острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность — сильная, осознаваемая, проявляемая внешне через симптомы тревоги, самостоятельно справиться с которой индивид не может. Эта форма была представлена примерно одинаково во всех возрастах. 2. Регулируемая и компенсируемая тревожность, при которой дети самостоятельно вырабатывают достаточно эффективные способы, позволяющие справляться с ней.
3. «Культивируемая» тревожность — в этом случае тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого. «Культивируемая» тревожность выступает в нескольких вариантах. Во-первых, она может признаваться индивидом как основн

