Мультипликационные фильмы как средство нравственного развития старшего дошкольника
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста всегда уделялось большое внимание. Значение и роль нравственного развития в становлении личности ребёнка настолько велико, что задачи по его формированию занимают особое место в воспитании и образовании. В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность, поэтому необходимо рассматривать нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста как одну из важных задач формирования личности старшего дошкольника.
Уровень нравственного развития старших дошкольников в целом существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети со сформированными нравственными представлениями и накопленным моральным опытом, как правило, не испытывают затру
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ...…………………………………………………………………….. 8
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ………………………… 14
1.1. Нравственное развитие старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема……………………………………………. 14
1.2. Характеристика мультипликационных фильмов для старших дошкольников………………………………………………………….. 20
1.3. Возможности мультипликационных фильмов в нравственном развитии старших дошкольников……………………………………28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………………… 32
Глава 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ В НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 33
2.1. Описание методики и результатов диагностики уровня нравственного развития у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………33
2.2. Проект деятельности педагога по нравственному развитию посредством мультипликационных фильмов………………………. 41
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 …………………………………………….................... 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ ………. 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Протоколы исследования уровня нравственного развития у старших дошкольников……………………… 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Конструкты деятельности педагога по нравственному развитию старших дошкольников……………………….. 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Законодательные и нормативные акты и документы:
1. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://минобрнауки.рф (дата обращения 26.10.18).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». — «РГ» — Федеральный выпуск № 6241. — 25 ноября 2013 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rg.ru (дата обращения: 23.10.18).
3. Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 № 08–249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 26.10.18).
Литература:
4. Архангельский, Л. М. Нравственное воспитание [Текст] / Л. М. Архангельский. — М. : Просвещение, 2004. — 304 c.
5. Бабаян, А. В. О нравственности и нравственном воспитании [Текст] / А. В. Бабаян // Педагогика — 2005. — № 2 — С. 67–68.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. — СПб. : Питер, 2008. — 398 с.
7. Ваницына, Н. В. Инновационные технологии в образовательном процессе ДОУ в соответствии ФГОС [Текст] / Н. В. Ваницына // Дошкольник р.ф. — 2018. — № 10. — С. 34–35.
8. Вербовская, В. С. Эмоциональная отзывчивость: содержание и структура [Текст] / В. С. Вербовская // Народное образование. Педагогика — 2013. — № 1. — С. 1–5.
9. Дроговцова, Н. О. Мультипликационные фильмы как средство развития детей в рамках реализации инновационного проекта [Текст] / Н. О. Дроговцова. — Уфа: АЭТЕРНА, 2016.— 79 с.
10. Калинина, Р. Р. Диагностика нравственного развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Р. Р. Калинина. — М.: Мозаика-Синтез, 2012. — 16 с.
11. Куниченко, О. В. Мультипликационный фильм как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие [Текст] / О. В. Куниченко // Воспитание и дополнительное образование — 2013. — № 2. — С. 76–78.
12. Куцакова, Л. В. Нравственное воспитание в детском саду [Текст] / Л. В. Куцакова. — М. : Академия, 2018. — 156 с.
13. Лаврентьева, Т. В. Психологические особенности развития дошкольников [Текст] / Т. В. Лаврентьева. — М. : Эксмо, 2014. — 176 с.
14. Лалетина, А. Ф. Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов [Текст] / А. Ф. Лалетина // Начальная школа плюс До и После. — 2010.— №8. — С. 82–87.
15. Лашкова, Л. Л., Гизатуллина, Г. Р. Мультипликационное кино как средство формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л. Л. Лашкова. — Сургут : Север, 2016. — 6 с.
16. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина. — М. : Академия, 1999. — 495 c.
17. Николаев, П. А., Кожевников, В. М. Литературный энциклопедический словарь [Текст] / П. А. Николаев. — М. : Академия, 2017. — 751 c.
18. От рождения до школы. Главная общеобразовательная программа дошкольного образования. Методическое пособ
Нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста всегда уделялось большое внимание, так как его основная задача не только информирование о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и необходимость задумываться о последствиях нарушения нравственных норм или необдуманного поступка для окружающих людей. В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность, поэтому необходимо рассматривать нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста как одну из важных задач формирования личности старшего дошкольника.
Овладение нравственными представлениями — одна из главных задач нравственного развития дошкольников. Его успешное решение зависит от многих условий (социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного нравственного воспитания [5, с. 67].
Основные задачи нравственного развития дошкольников включают развитие у детей нравственных чувств, положительных навыков и манер поведения, моральных взглядов и мотивов поведения [10, с. 7].
Ведущими принципами нравственного развития являются: целенаправленность, преемственная связь воспитания и развития личности ребенка, гуманизм, организация совместной де

