Современные игровые технологии как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Введение
Актуальность исследования. Приоритетные задачи государства по обучению и воспитанию подрастающего поколения закреплены в Федеральных государственных образовательных стандартах. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования требует создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, а также активизация их способностей и творческого потенциала.
В психолого-педагогической литературе наблюдается интенсивный рост экспериментальных исследований познавательной активности ребенка – дошкольника. Проблема познавательной активности является одной из наиболее трудных в педагогике, так как отражает сложные взаимодействия ряда условий развития личности дошкольника: биологических, психофизиологических и социальных. Познавательная активность при верной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника, а также оказать существенное воздействие на его развитие.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами современных игровых технологий 7
1.1.Проблема развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в педагогических исследованиях 7
1.2. Особенности современных игровых технологий в дошкольном учреждении 12
1.3. Возможности современных игровых технологий в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 18
Выводы по 1 главе 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию современных игровых технологий в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 24
2.1. Диагностика уровня сформированности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста 24
2.2. Система работы по использованию современных игровых технологий в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 32
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 40
Выводы по 2 главе 47
Заключение 48
Список источников и литературы 51
Приложения
Список использованных источников и литературы
Нормативные и правовые акты:
1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2019. – 352 с.
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Текст] // Российская газета – 2018 г.- 7 августа.
3. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» /Под ред. Булычевой А.И. – М: ЧУ ДПО «УЦ им. Л.А. Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016. – 220 с.
4. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), испр. и доп. – М.: МОЗАИКА–СИНТЕЗ, 2019. – c.336
5. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / [C. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др.; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016. – 232 с.: ил. – ISBN 978-5-09-039847-3.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]// Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования - http://www.consultant.ru.
Учебная литература:
7. Актуальные проблемы дошкольного образования: становление, развитие, перспективы // Материалы X Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: становление, развитие, перспективы». - Челябинск: РЕКПОЛ. - 2012. – 416 с.
8. Атемскина, Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ [Текст]/ Учебно-методическое пособие / Ю. В. Атемскина, Л. Г. Богословец. –ООО Издат-во «Детство-Пресс», 2013. - 89 с.
9. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика[Текст]: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб.: Питер, 2013. – 624 c.
10.Бордовская, Н. В. Современные образовательные технологии: учеб. пособие/ Н. В. Бордовская и [др.]: под ред. Н.В, Бордовской. – М.: Кнорус. 2012.-432 с.
11. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика [Текст]: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 477 c.
12. Венгер, Л.А., Дьяченко, О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст]. – М.: Инфра-М, 2015. – 123 с.
13. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика [Текст]: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 284 c.
14. Гусейнова, А. С. Психология и педагогика воспитания [Текст]: Как достичь гармонии в отношениях родителей и ребенка / А. С. Гусейнова. – М.: Ленанд, 2014. – 320 c.
15. Дыбина, О.В., Пенькова, Л.А. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. ФГОС / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с.
16. Забрамная, С.Д., Боровик, О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Владос, 2014. – 115 с. – С 8-11.
17. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст]: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / С. А. Козлова. – М.: ИЦ Академия, 2013. - 416 c.
18. Комарова, Т.С., Зацепина, М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – синтез, 2014. –160 с.
19. Крашенинников, Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез. - 2012. - 80 с.
20. Мухина, В.С. Детская психология: учебник для студентов педагогических институтов/ В.С. Мухина; под ред. Л.А. Венгера. – 2 –е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 2015. – 272 с.
21. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
22. Сертакова, Н. М. Инновационные формы работы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей / Н.М. Сертакова. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 831c.
23. Симонович, А. С., Симонович, Я. М., Детский сад. Прошлое в настоящем [Текст]: Статьи из первого российского дошкольного журнала / А. С. Симонович, Я. М. Симонович. – М., Издательство: Сфера, 2014. – 287 с.
24. Солнцева, О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение игр детей [Текст]: практическое пособие/ О.В. Солнцева. – М., изд. «Речь», 2013. - 176 с.
25. Федяева, Н. В. Журнал воспитателя дошкольного образовательного учреждения [Текст]/ Н.В. Федяева, Г.А. Белодед. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 463 c.
Научная литература:
26. Абраменкова В. В. В мире детских игр // Воспитание школьников. 2010.№7. с. 16-19.
27. Аксенова, Т. А. Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО / Т. А. Аксенова // Молодой ученый. - 2016. - №12. - С. 1-6.
28. Архипова, А.А. К вопросу о развитии у детей познавательной активности / А. А. Архипова // Научная статья. - 2015. - №3-4. - С. 11-14.
29. Ахмедова, М. Х. Использование блоков Дьенеша в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста / М. Х. Ахмедова, Н. С. Аполлонова, Е. В. Бондяева. — [Текст]: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 7-9.
30.Будникова, Т. Л. Психолого-педагогические технологии развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т. Л. Будникова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 12. – С. 10–14.
31. Буханова, Н.Н. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами игровых технологий / Н. Н. Буханова // Научная статья. - 2016. - № 3(8). - С. 295-297.
32. Виноградова, Н.Н. Проблема социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Виноградова [Текст]// Молодой ученый. – 2017. – № 9. – С. 312-314.
33. Владимирова, О. В. Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста / О. В. Владимирова, О. В. Васильева, О. Ю. Захарова, С. П. Фардзинова. - [Текст]: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. - 2020. - № 5 (32). - С. 22-25.
34. Габова, И.А. Возможности игровых технологий в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста / И. А. Габова // Научная статья. - 2014. - № 9. - С. 52-54
35. Гладкова, Ю.А. Семья как субъект образовательных отношений: взаимодействие, сотрудничество, партнерство /Ю. Гладкова //Дошкольное воспитание. – 2018. – № 5. – С. 44-52.
36. Гударёва О. В. Игра современных дошкольников//Журнал прикладная психология. 2013, №2. С. 51-56
37. Гударёва, О. В. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников // Психология и культура. Материалы Третьего съезда РПО, СПб, выпуск 1, 2013.
38. Добрынин, А.С. Значимость игры для детей дошкольного возраста [Текст] / А.С. Добрынин// Детский сад от А до Я: журнал. – 2013. – №6. – С. 145-147.
39. Зиновенко, О. А. Возможности ДОО в познавательном развитии детей дошкольного возраста / О. А. Зиновенко, О. В. Новосельцева [Текст]: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 25 (129). - С. 535-537.
40. Кардаш, Л. И. Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 575-577.
41. Ляшко, Т. Игра, творчество, развитие [текст] / Т. Ляшко // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 8. - С. 45-50.
42. Менджерицкая, Д.В. Воспитание детей в игре /Д.В. Менджерицкая //Дошкольное воспитание. – 2018. – № 6. – С. 12-23.
43. Штепина, И. С. Особенности развития познавательной активности дошкольников. [Текст] / И. С. Штепина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. - С. 89-91.
44. Ушакова-Славолюбова, О. А. Взаимодействие детского сада и семьи на современном этапе / О. А. Ушакова-Славолюбова // «Дошкольная педагогика». – 2017. – №7. – С. 53-55.
45. Эльконин, Д. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей /Д. Эльконин//Дошкольное воспитание. – 2018. – № 3. – С. 17-24.
Такое же количество детей 6 (30%) имеют средний уровень отношения к заданию и результату познавательной деятельности. Дошкольники не всегда с интересом выполняют задания, нацелены на результат, активно применяют полученные знания при выполнении методики. У детей со средним уровнем мотивация выражается умеренно и быстро уменьшается. У данных дошкольников наблюдается доминирования познавательного мотива в мотивационной сфере ребенка.
Самое большое количество детей 8 (40%) имеют низкий уровень сформированности отношения к заданию и результату деятельности. Дошкольникам не интересно выполнять задания, не нацелены на результат. Наблюдается доминирование игрового мотива в мотивационной сфере ребенка. Дошкольники выбирают поиграть в игрушки, чем послушать сказку.
Диагностическая методика Немова Р. С. «Какие предметы спрятаны в рисунках» применялась для того, чтобы выявить и диагностировать, какой объем знаний, умений, навыков, способов действий, с какой скоростью выполняют задания старшие дошкольники и какое качество у выполненных работ. Индивидуально каждому дошкольнику дается три рисунка на которых «спрятано» множество известных ему предметов. В течении одной минуты дошкольнику нужно найти все предметы, спрятанные на каждой картинке. Подробное описание использованного диагностического задания представлено в Приложении 5.