Игра как способ формирования ребёнка как субъекта игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Введение
В настоящее время в условиях реализации ФГОС ДО особенное внимание уделяется непосредственно игровой деятельности как ведущей в период дошкольного детства. При правильной организации игра создает условия для развития интеллектуальных, личностных и физических качеств ребенка, способствует формированию предпосылок учебной деятельности, а также обеспечивает социальную успешность дошкольника. В действующем ФГОС ДО игровой деятельности способствует формированию социально-нормативных возрастных характеристик. В игре ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, он проявляет самостоятельность и инициативу. В игре ребенок способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, он активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, развивает навыки и способности договариваться, учитывать интересы и чувства других людей, адекватным образом проявлять собственные чувства, а также старается разрешать конфликты.
Введение 5
1 Теоретические аспекты процесса формирования ребёнка как субъекта игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении 8
1.1 Характеристика ребенка дошкольного возраста как субъекта игровой деятельности 8
1.2 Игра как средство формирование субъекта игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении 11
2 Практико-ориентированная деятельность по формированию ребёнка как субъекта игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении 24
2.1 Аналитическая работа практико- ориентированной деятельности по формированию субъекта игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении 24
2.2 Методические рекомендации педагога по формированию субъекта игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении 31
Заключение 36
Список используемых источников 38
Приложение А – (обязательное) Проекты игр в контексте формирования субъекта игровой деятельности…………40
Список используемых источников
Андреева, Г.М. Социальная психология. – Москва: Просвещение, 2009. - 345 с. ISBN 978-5-7526-7356-3
Бабаева, Т.И. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2006. - 468 c. ISBN 978-5-8563-5765-5
Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. - Москва: Просвещение, 2001. – 129 с. ISBN 978-5-4765-6574-3
Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – Москва: ЭКСМО, 2005 – 512 с. ISBN 978-5-5475-7961-3
Выготский, Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка /Психология личности: тексты. – Москва: ЭКСМО, 2002. – 275 с. ISBN 978-5-56454-4564-7
Галигузова, Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста. //Вопросы психологии, 2005. №5., стр. 23 – 28.
Григорьева, Г.Г. Играем с малышами. Кроха / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Груба. - Москва: Просвещение. - 2007. – 185 с. ISBN 978-5-752-6242-3
Демина, Е.С. Развитие и обучение детей раннего развития в ДОУ / Е.С. Демина. - Москва: Сфера, 2009. – 224 с. ISBN 978-5-7565-6585-5
Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. / Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – Москва: «Изд-во ГНОМ и Д», 2001. -144 с. ISBN 978-5-6436-2873-6
Иванов, В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или несколько историй из жизни школьников с вопросами письмами, монологами и документами: кн. для старшеклассников. – Москва: Просвещение, 1991. – 126 с. ISBN 978-5-9562-7452-5
Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. — Санкт-Петербург: Речь, 2003. - 144 с. ISBN 978-5-7546-6345-5
Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика. – Москва: Академия, 2000. – 416 с. ISBN 978-5-8635-8624-5
Косякова, О.О. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие / О.О. Косякова. - Ростов на Дону: Феникс, 2007. ISBN 978-5-5865-9752-3
Становление личности как субъекта деятельности берет свое начало в ранних этапах онтогенеза, прежде всего в дошкольный. Дошкольный возрастной этап имеет важное значение в развитии ребенка, является этапом становления основ индивидуальности (Божович Л.И., Выготский Л.С., Гогоберидзе А.Г., Леонтьев А.Н., Лисина М.И., Медведева Е.В., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б. и др.). Важнейшим условием развития детской индивидуальности является становление субъекта детских видов деятельности.Старший дошкольный возраст является, по мнению Сергиенко Е.А., благоприятным периодом становления субъекта деятельности, старшие дошкольники в сравнении с более ранним возрастом способны сопоставлять «свои модели с моделями психического других».Категория «субъект» достаточно широко разработана в исследованиях Рубинштейна С.Л., Абульханова-Славской К.А., Брушлинского А.В. и других.По Рубинштейну С.Л., субъект – это способ реализации человеком своей человеческой сущности в мире. Субъектом в определении Слободчикова В.И. и Исаев Е.И. является человек как носитель предметно-практической деятельности и познания; становление субъекта есть процесс овладения индивидом собственной душевной жизнью, родовыми способностями.Брушлинский А.В. под субъектом понимает человека, обобщённо раскрывающее... целостность всех его качеств: природных, социальных, общественных, индивидуальных и т. д. Личность, напротив, менее широкое определение человеческого индивида».

