Социально-педагогические условия первичной профилактики алкоголизации школьников из сельской местности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Алкоголь существовал еще в древности, но с каждым годом совершенствуются технологии его производства. Из года в год на рынке появляются новые напитки с содержанием большого или малого количества спирта, растет число пьющих граждан. Есть страны, где напитки данного типа находятся под запретом, но и там они употребляются в небольшом количестве приезжими или туристами.
Алкоголь прочно вошел в жизнь современного человека. Его употребляют по праздникам, чтобы пережить трудности или усилить позитивные эмоции. Спиртное поглощается по поводу и без. Употребление алкогольных напитков несет за собой тяжелые последствия и серьезные проблемы, особенно сильно это сказывается на демографии. По оценкам ООН, 20% смертности в России вызвано злоупотреблением выпивкой. Она влияет и на крайне низкую рождаемость.
В РФ один из самых высоких показателей содержания под стражей в мире и подавляющее большинство преступлений совершается в состоянии опьянения. От 50%
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические предпосылки профилактики употребления алкоголя несовершеннолетними…………..……………………………………………..9
1.1 Употребление алкоголя как форма девиантного поведения...................9
1.2 Особенности подросткового возраста, способствующие алкоголизации..…………………………………………………………..22
1.3 Мотивы и факторы употребления алкоголя несовершеннолетними...27
1.4 Специфика социализации подростков в городской и сельской местности………………………………………………………………...33
2 Опытно-экспериментальная работа по организации социально-психологической поддержки подростков из сельской местности, склонных к алкогольной зависимости.................42
2.1 Методы исследования………………………………………..….….......42
2.2 Организация исследования….……………………………..………..….44
2.3 Программа по психолого-педагогической профилакте употребления учащимися алкогольных напитков……………………......................................47
2.4 Анализ опытно-экспериментальной работы…………………..............55
Заключение……………………………………………..……………..……..58
Список использованных источников…………………………………………...61
Приложение А……………………………………………………………………66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Азарова, Л. А. Психология девиантного поведения : учеб.-метод. комплекс / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.
2. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2012. – № 12. – С. 1–3.
3. Беличева, С.А. Характеристика современного состояния проблем девиантного поведения несовершеннолетних и пути ее решения / С.А. Беличева // Проблемы социальной работы в России: Матер. 1-й нац. конф. - М., 1995. - С. 91-95.
4. Богачева, Г.Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся // Актуальные задачи педагогики: матариалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). - Чита: Издательство молодой ученый, 2014. - С. 92-106.
5. Воронин, А.А. Досуг в дискурсе современного воспитания молодежи // Общество и право. - 2011. - №2. - С. 286-288.
6. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением : Учеб.-метод. пособие / Под ред. М. И. Рожкова. М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
7. Вохмина, С. В. Оптимизация технологий работы с подростками, склонными к девиантному поведению / С. В. Вохмина // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых. – 2012. – № 10. – С. 67–69.
8. Гилева, Н.С. Психология девиантного поведения / учеб.-метод. пособие/ Н.С. Гилева. - изд. 2-е, испр. и доп. - Омск: изд-во СибГУФК, 2012. - 128 с.
9. Гилинский, Я. И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения / Я. И. Гилинский, В. Г. Афанасьев. – СПб. : Питер, 1993. – 272 с.
10. Демина, А. С. / А. С. Демина, Д. И. Фомичева, Ю. И. Раюшкина // Культура. Духовность. Общество. – 2013. – № 8. – С. 230–234.
11. Ефремов, А.Ю. Социально-психологические аспекты причин подросткового алкоголизма / А.Ю. Ефремов, Л.А. Казарян // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции - Чебоксары: Интерактив плюс. - 2016. - С. 57-59.
12. Завьялов, В. Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости / В. Ю. Завьялов. – Новосибирск : Издательство «Наука», 1988. – 196 с.
13. Заиграев, Г. Г. Алкоголизм и пьянство в России. Пути выхода из кризисной ситуации // Социология права. – 2009. – № 9. – С. 46–50.
14. Заика, Е. В. Психологическая характеристика личности подростка с отклоняющимся поведением / Е. В. Заика, Н. П. Крейдун, А. С. Якина // Вопросы психологии. – 1990. – № 4. - С. 83–90.
15. Иванов, А.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов и др.; под общ. ред. проф. А.В. Иванова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков И.К». 2013.- 424 с.
16. Кисляков, П.А. Социальная безопасность образовательной среды / П.А. Кисляков. - Саратов: Ай Пи Ар Букс, 2015. - 142 с.
17. Клейберг, Ю.А. Социальная пс
Педагогический фактор обуславливается дефектами школьного и семейного воспитания.
Психологический фактор раскрывает девиантное поведение как результат неблагоприятного взаимодействия личности с ближайшим окружением, что проявляется в избирательном отношении к среде общения, нормам и ценностям своего окружения, к психолого-педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, к саморегулированию своего поведения [18, 27].
Социальный фактор определяет возникновение девиантного поведения социальными, экономическими, политическими и т.п. условиями существования общества.
То есть девиантность появляется еще во время первичной социализации. Ее формирование непосредственно взаимосвязано с развитием мотивации личности, ее социальных ролей и статусов в прошлом и настоящем, противоречащих друг другу.
Для девиантного поведения подростков свойственна специфическая природа. Как правило,

