Развитие духовно-нравственных качеств личности обучающихся с умственной отсталостью на уроках литературного чтения

Скачать дипломную работу на тему: "Развитие духовно-нравственных качеств личности обучающихся с умственной отсталостью на уроках литературного чтения". В которой проанализирована общая и специальная психолого-педагогическая и научно-методическая литература по проблеме исследования; выявлена сущность и содержание духовно-нравственного воспитания в педагогике.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
28.11.2025
Объем файла
982 Кб
Количество страниц
66
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение
Среди важнейших проблем современного общества одной из самых сложных является проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Духовно-нравственное воспитание во все времена являлось одной из основных педагогических проблем, занимающей умы великих педагогов, писателей, государственных деятелей, таких как Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Я.А. Каменский, В.А. Сухомлинский и др. Формирование духовно-нравственного воспитания молодёжи является важным аспектом развития мировоззрения личности, так как именно оно воспитывает из человека личность. Поэтому процесс воспитания должен быть в первую очередь направлен на совершенствование духовно-нравственных качеств.
В рамках рассмотрения данной проблемы особую значимость имеет воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью, так как именно эти дети находятся в сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании наиболее важных личностных качеств, которые помогли бы им адаптироваться в обществе, реализовать себя, ж

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3

Глава I. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания на уроках литературного чтения............6

1.1. Сущность и содержание духовно-нравственного воспитания в педагогике……………...………………………………………………….6

1.2. Особенности развития личностных качеств обучающихся  с умственной отсталостью…………………………………………………10

1.3. Трудности формирования духовно-нравственных качеств у обучающихся с умственной отсталостью ……………………................14

1.4. Анализ учебно-методического обеспечения уроков литературного чтения в контексте духовно-нравственного воспитания………………....19

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по исследованию уровней развития духовно-нравственных качеств обучающихся с интеллектуальными нарушениями 25

2.1. Методика организации и проведения констатирующего эксперимен-та……………………………………………………………....36

2.2. Приёмы работы по развитию духовно-нравственных качеств обуча-ющихся с умственной отсталостью………………………………...48

2.3. Основные направления внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей с интеллектуальными нарушения-ми…………………………………………56

Заключение………………………………………………………………… 63

Список литературы……………………………………………………….65

Приложения………………………………………………………………...69

Список литературы

1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005. – №11 – С. 68–71.

2. Аксёнова А.К. Учебник чтение для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений – М.: Просвещение, 2005.

3. Аксёнова А.К., Ильина С.Ю. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта. Учебник для студентов пед. ву-зов – М.: Просвещение, 2011. 

4. Аристотель. Сочинение в 4-х томах – М.: Мысль, 1984. 

5. Артюхова И.С. Ценности и воспитание / И.С. Артюхова// Педагогика, 2001. – №4– С.78–80.

6. Архангельский Н.В. Главная такая ценность – жизнь. Нравственное воспитание. М.: Просвещение, 2011.

7. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005. – №2 – С. 67–68.

8. Бардин К.В. Как научить детей учиться. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987.

9. Барулин В.С. Социально-философская антропология: Общие начала философской антропологии. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

10. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение, 2001.

11. Бондырев Н.И. Нравственное воспитание школьников – М.: Просвещение, 2001.

12. Божович  Л.И. Нравственное формирование личности школьника в коллективе / Л.И. Божович, Т.Е. Конникова – М.: Педагогика, 2001.

13. Блюмкин В.А. Нравственное воспитание: философско-этические основы. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1990.

14. Брунов В.П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Учебное пособие. – Красноярск: 2006.

15. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. – 1996. – №2. – С. 12.

16. Воронкова В.В., Дмитриев А.А., Горшенков И.А. Олигофренопедагогика: учебное пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2009.

17. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под редакцией В.В. Воронковой – М.: Школа-Пресс, 2004.

18. Выготский Л.С. Вопросы детской

В.П. Зинченко говорил об опосредующей роли семиотической деятельности в развитии духовно-нравственных качеств личности: орудия труда, детская игрушка, знак, слово, символ, миф и т. д. [47]
Анализ концепции Пиаже представлен в советской литературе, в кото-рой показывается, что отношение ребёнка к реальности с самого начала ока-зывается социальным, что ребёнок постепенно осваивает окружающий его мир, предметы как продукты человеческой деятельности.
Работа Н. Г. Салминой «Знак и символ в обучении», посвящена описанию различных знаковых систем, особенностям их усвоения детьми, диагностике готовности ребёнка к школе, формированию умений оперировать знаковыми системами. Ей принадлежит термин «знаково-символическая функция» Как известно, ни одна форма человеческой деятельности не может осуществляться без применения знаково-символических средств. Вид деятельности, задачи, решаемые в ней, определяют и используемые знаково-символические средства, специфицируя их в соответствии с прагматической функцией [43].
Таким образом, при развитии духовно-нравственных качеств личности в разных видах деятельности могут использоваться различные по способам построения и функционирования системы знаково-символических средств.
Подводя итог вышеизложенному, отметим, что духовно-нравственное воспитание направлено на формирование гармоничной личности ребёнка, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством приобщения её к духовно-нравственным ценностям. Под «духовно