Методика преподавания экономических дисциплин в профессиональном образовательном учреждении в процессе проведения и анализа учебного занятия
Введение
Эффективность образовательного процесса в большей степени определяется методикой преподавания дисциплины, т. е. способа обучения учебному предмету.
Методика преподавания экономических дисциплин исследует совокупность взаимосвязанных средств, методов, форм обучения экономическим предметам. Главным отличием данной методики является тесная связь обучения с экономической жизнью общества. Такой прикладной аспект позволяет постоянно наращивать теорию, расширять понятийный аппарат, выявлять новые принципы и законы. При этом такой прикладной характер не должен приводить к поверхностным, упрощенным знаниям и выводам.
Успешное и рациональное достижение цели обучения во многом зависит от применения соответствующих методов обучения. Под методом обучения принято понимать способ совместной деятельности преподавателя и студента, который направлен на достижение образовательных целей. Составной частью метода выступает прием, при этом отдельные приемы могут входить в состав различных м
Оглавление
Введение………………………………………………………………………... 3
Глава 1 Теоретические основы методики преподавания экономических дисциплин студентам профессионального образовательного учреждения .. 6
1.1 Методика преподавания экономических дисциплин в профессиональном образовательном учреждении ……………...................... 6
1.2 Принципы процесса обучения в профессиональном образовательном учреждении…...……………………………………………………………....... 11
1.3 Методы и средства обучения, используемые для преподавания экономических дисциплин……………………………………………………. 19
Глава 2 Методика преподавания экономических дисциплин студентам профессионального образовательного учреждения КГБ ПОУ «Амурский политехнический техникум»………………. 28
2.1 Организационная характеристика КГБ ПОУ «Амурский политехнический техникум»…………………………………………….......... 28
2.2 Разработка плана занятия по теме «Выбор и альтернативная стоимость»…………………………………………………................................ 37
2.3 Анализ учебного занятия по теме «Выбор и альтернативная стоимость»…………………………………………………................................ 43
Заключение……………………………………………………………………. 47
Библиографический список…………………………………………………... 50
Приложения…………………………………………………………………….. 60
Библиографический список
1. Айзман, Р. И. Методика обучения экономике: финансовая грамотность и безопасность : учебное пособие для вузов / Р. И. Айзман, Н. О. Новикова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 214 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11943-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/457182 (дата обращения: 16.12.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
2. Андриенко, О. А. Педагогика. Теории обучения и воспитания / О. А. Андриенко, М. С. Мантрова. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 102 с. — ISBN 978-5-9765-4194-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/125505 (дата обращения: 16.12.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3. Атаманская, М. С. Современный урок – это урок, развивающий ученика / М. С. Атаманская. – Текст : непосредственный // Физика в школе. – 2020. – № 1. – С. 17- 20 : 2 рис. – Библиогр.: с. 20 (6 назв.). – ISSN 0130-5522.— Текст : непосредственный
4. Бермус, А. Г. Практическая педагогика : учебное пособие для вузов / А. Г. Бермус. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 127 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12372-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496215 (дата обращения: 16.12.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
5. Биктуганов, Ю. И. и др. Профессионально-педагогическое и профессионально-техническое образование в России: К столетию становления и развития. 1920–2020 гг.: сборник документов: в 3 томах / авт.-сост. Ю. И. Биктуганов, Е. М. Дорожкин, Л. В. Захаровский, М. Б. Ларионова, И. В. Осипова, С. Л. Разинков; под ред. Е. М. Дорожкина, Л. В. Захаровского. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2020. Т. 1: Профессионально-техническое образование. 774 с. — ISBN 978-5-8050-0690-7 –Текст: непосредственный.
6. Бирюкова, Е. В. Интерактивные методы обучения в профессиональном образовании / Е. В. Бирюкова. // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 357-359. — ISSN 2072-0297. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76731/ (дата обращения: 03.11.2022).— Текст : непосредственный
7. Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 424 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10525-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517918 (дата обращения: 15.12.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
8. Борисов, Е. Ф. Экономика : учебник и практикум / Е. Ф. Борисов. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 383 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-5036-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510456 (дата обращения: 16.12.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
9. Борисов, Е. Ф. Экономика : учебник и практикум / Е. Ф. Борисов. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 383 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-5036-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510456 (дата обращения: 15.12.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
10. Бурукина О.А. Образование и педагогика: современные тренды : монография / О.А. Бурукина, В.П. Грахов, Ю.Г. Кислякова [и др.]. – Чебоксары: ИД «Среда», 2020. – 124 с. – ISBN 978-5-907313-45-3. doi:10.31483/a-176. — Текст : непосредственный
11. Васильев, В. П. Экономика : учебник и практикум для вузов / В. П. Васильев, Ю. А. Холоденко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 316 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13155-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513302 (дата обращения: 15.12.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
12. Гварлиани, Т. Е., Вербин Ю. И. Современная методика и практика преподавания экономических дисциплин в уровневой системе экономического образования : учебно-методическое пособие / составители Т. Е. Гварлиани, Ю. И. Вербин. — Сочи : СГУ, 2020. — 56 с. — ISBN 978-5-9654-5629-7. // Лань : электронно-библиотечная система.— Текст : непосредственный
13. Гребенников, П. И. Экономика : учебник для вузов / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 310 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08979-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510412 (дата обращения: 15.12.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
14. Дедюкина, М. И., Макарова, Т. А. Тренинг педагогического общения: учебное пособие / сост. М. И. Дедюкина, Т. А. Макарова. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2020. – ISBN 978-5-907293-90-8 – Текст : непосредственный
15. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А.М. Кондаков, И. С. Сергеев; под науч. ред. В. И. Блинова – М.: Издательство «Перо», 2019. – 98 с. – ISBN 978-972-562-535-3. – Текст : непосредственный
16. Дирвук, Е. П. Организационно-методические основы профессионального обучения : учебно-методическое пособие для студентов специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение (по направлениям)» / Е. П. Дирвук. – Минск : БНТУ, 2020. – 134 с. – ISBN 978-985-583-556-2. –Текст: непосредственный.
17. Евстафьев, Д. С. Основы экономических знаний / Д. С. Евстафьев. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 190 с. — (Открытая наука). — ISBN 978-5-534-06600-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516025 (дата обращения: 15.12.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
18. Жабакова, Т.В., Немудрая Е.Ю. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие / Т.В. Жабакова, Е.Ю. Немудрая. Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. – [Челябинск] : Южно-Уральский научный центр РАО, 2020. – 102с. – 500 экз. – ISBN 978-5- 907284-77-7. – Текст : непосредственный.
19. Задорина, О. С. Индивидуальность педагога : учебное пособие для вузов / О. С. Задорина. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 111 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08263-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452548 (дата обращения: 16.12.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
20. Зайцев В.С. Инновационные процессы в профессиональном образовании: курс лекций / сост. В.С. Зайцев: учебное пособие. – Челябинск: Издательство «Библиотека А. Миллера», 2019. – 73 с. ISBN 978-5-93162-194-4 – Текст : непосредственный
21. Зельдович, Б. З. Активные методы преподавания управленческих дисциплин. Ситуационное обучение : учебное пособие для вузов / Б. З. Зельдович. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 405 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12568-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476219 (дата обращения: 16.12.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
22. Зырянова, Н.И. Введение в профессионально-педагогическую деятельность: учебное пособие / Н. И. Зырянова. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. – 153 с. – Текст: электронный. – ISBN 978-5-8050-0679-2. – URL: http://elar.rsvpu.ru/ 978-5-8050-0679-2.pdf.(дата обращения: 12.12.2022).– Режим доступа: свободный.
23. Иванов, Д. А. Проектирование современного урока, ориентированного на организацию проектной работы учащихся, в контексте реализации ФГОС / Д. А. Иванов. – Текст : непосредственный // Вестник Университета Российской академии образования. – 2020. – № 3. – С. 50-58. – Библиогр.: с. 58 (7 назв.). – ISSN 2072-5833. – Имеется электронная версия публикации. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44219538 (дата обращения: 12.12.2022). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
24. Конев, Л.М. Педагогика. Самостоятельная работа студентов: учебно-практич. пособие / Л.М. Конев. – Челябинск: Изд-во Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2020. – 98 с. ISBN 978-5-907210-92-9 –Текст: непосредственный.
25. Косогова А.С., Калинина Н.В. Проектирование и организация профессиональной педагогической деятельности: учебное пособие/А.С. Косогова, Н.В. Калинина. – Иркутск: Изд-во ООО «Типография «Иркут», 2020. – 108 с. – ISBN 978-5-6043870-8-5 –Текст: непосредственный.
26. Кошевая И.П. Профессиональная этика и психология делового общения : учебное пособие / И.П. Кошевая, А.А. Канке. — Москва: ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2021. — 304 с. – ISBN 978-995-623-536-2. — URL: https://znanium.com/catalog/document?id=380109.(дата обращения: 15.12.2022). — Режим доступа: по подписке.
27. Крылова, М.Н. Методика профессионального обучения: практикум / М.Н. Крылова. – Издание 3-е, доп. и перераб. – Зерноград: Азово-Черноморский инженерный институт ФГБОУ ВО Донской ГАУ, 2019. – 89 с. – ISBN 978-862-625-565-4.– Текст : непосредственный
28. Кулько, Е. И. Педагогика. Дидактическое обеспечение учебного процесса : практикум / Е. И. Кулько. – Горки : БГСХА, 2020. – 83 с. ISBN 978-985-882-028-2. –Текст: непосредственный.
29. Куцебо, Г. И. Общая и профессиональная педагогика : учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. И. Куцебо, Н. С. Пономарева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 128 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10290-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517684 (дата обращения: 16.12.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
30. Кязимов, К. Г. Управление персоналом: профессиональное обучение и развитие : учебник для
Риски в предпринимательской деятельности: оценка предполагаемых рисков, внешние и внутренние факторы возникновения рисков, последствия рисков, методы предупреждения и минимизации рисков.
В рамках проектной деятельности в роли конкурирующих предприятий (фирм) могут выступать самостоятельно организованные группы студентов по 4-5 человек. Однако, несмотря на групповую работу над проектом, рабочую тетрадь необходимо заполнить каждому студенту самостоятельно.
После разработки проекта организуется его защита, в процессе которой студенты доказывают конкурентные преимущества своего бизнес-плана.
Оценивание проектов рекомендуется осуществлять с трех позиций: самооценка студентов, оценка одногруппников и оценка педагога, причем оценка педагога должна иметь больший вес при выведении общего балла.
Студентам предоставляется возможность самостоятельно выбрать сферу деятельности проектируемого ими предприятия.
Благодаря проведению экономичес

