Влияние рисуночной терапии на повышение мотивации к обучению у младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Наше общество на современном этапе своего развития представляет собой неустойчивую, не устоявшуюся структуру, которая в силу политических или экономических факторов то и дело подвергается стрессовым потрясениям. Сложная нестабильная ситуация оказывает влияние на все общество в целом, и в первую очередь на социально незащищенные слои населения, особенно на детей и молодежь.
Наиболее важным фактором в оценке личностного развития школьника, по мнению педагогов, является успеваемость. Такая позиция учителей связана с тем, что для них школьник, прежде всего школьник. Соответственно главное требование к ребенку - овладеть определенной суммой знаний, умений и навыков, определяющих его дальнейшее полноценное участие в жизни общества. Это требование, включенное в более широкий контекст культурных традиций с высокой ценностью образования вообще, делает проблему учения, учебных достижений, успеваемости чрезвычайно важной в этом возрасте.
Неорганизованн
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ РИСУНОЧНОЙ ТЕРАПИИ НА МОТИВАЦИЮ К ОБУЧЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие мотивации к обучению в психолого-педагогической литературе
1.2. Условия формирования мотивации к учебной деятельности
1.3. Психологические особенности детей сладшего школьного возраста
1.4. Рисуночная терапия как средство повышения мотивации к обучению у младших школьников
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ
2. 1. Организация и методы исследования мотивации к обучению у младших школьников
2. 2. Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы по второй главе
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РИСУНОЧНОЙ ТЕРАПИИ
3.1. Программа развития мотивации младших школьников к обучению средствами рисуночной терапии
3.2. Анализ результатов экспериментального исследования
Выводы по третьей главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., Педагогика. 1983, т. 1, с. 385
2 Психотерапия детей и подростков / Под ред. X. Ремшмидта, М., 2000.
3 Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2000. - с.232
4 Васильева М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка. - М.: Педагогика 1988. - с.131
5 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. 1972., 7-44 с.
6 Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Евгений Павлович Ильин. - СПб: Питер, 2000. - 512 с.
7 Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 219с.
8 Смирнов, А.А. Избранные психологические труды. Том 2 : в 2 томах . 1987
9 Немов Р.С. Книга 2 ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ. 1995
10 Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. –– М.: Дидакт, 1992. – 256 с
11 Гинзбург М.Р. Развитие мотивации учения у детей 6-8 лет. Особенности психического развития детей 6-8-летнего возраста. М., 1988г
12 Остер Дж., Гоул П. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие. М.: Прогресс, 2000
13 Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999
14 Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.
15 Графические методы в практической психологии: Учеб. пособие для студентов вузов / Е. С. Романова. — М.: Аспект Пресс, 2011. — 400 с.
Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики.1 Можно утверждать, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.
Существенным для исследования структуры мотивации является выделение Б.И. Додоновым ее четырех структурных компонентов: удовольствия от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата, «мотивирующей» силы вознаграждения за деятельность, принуждающего давления на личность. Первый структурный компонент условно назван «гедонической» составляющей мотивации, остальные три ее целевыми составляющими. Вместе с тем первый и второй выявляют направленность, ориентацию

