Обогащение полифункциональной интерактивной среды современного дошкольного образования (для детей с церебральным параличом)
Введение
Актуальность темы исследования состоит в том, что сегодня система образования проживает период серьезного обновления: новые формы финансирования, новая система оплаты труда, новые ФГОС, профессиональный стандарт педагога – все это волнует сообщество дошкольных педагогов. Изменились программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети. Меняется всё, и сам ребенок, неизменным остается одно - предметно-развивающая среда. Мы живем в век стремительного развития информационных технологий, которые вносят свои коррективы даже в такие традиционные сферы, как детская игра и игрушка, а значит и соответственно в предметно-развивающую среду. Вопрос организации предметно-развивающей среды на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности организации является созданная предметно-пространственная среда.
Основная задача: совместить в едином развивающем пространстве трад
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты проблемы нарушений развития у детей дошкольного возраста с ДЦП в специальной литературе……….. 8
1.1. Проблема нарушений развития у детей дошкольного возраста с ДЦП…8
1.2. Особенности развития детей с ДЦП……………………………………18
1.3 Особенности полифункциональной интерактивной среды в дошкольном образовательном учреждении для детей с ДЦП……………………………25
Выводы по I главе…………………………………………………………….35
ГЛАВА II Экспериментальная работа с детьми с церебральным параличом в условиях интерактивной полифункциональной среды.………………….37
2.1. Диагностическое исследование организации и содержания работы с детьми с церебральным параличом в условиях интерактивной полифункциональной среды…………….37
2.2 Разработка и реализация этапов обучения детей с дцп в условиях полифункциональной интерактивной среды ДОУ…………………………73
2.3. Анализ эффективности обучения детей дошкольного возраста с церебральным параличом в условиях полифункциональной интерактивной среды ДОУ……..82
Выводы по II главе……………………………………………………………...84
Заключение……………………………………………………………………..85
Список использованных источников…………………………………………86
Приложения…………………………………………………………………….91
Список литературы и интернет источников.
1. Божович, Л .И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. –398 с.
2. Бадалян, Л.О. Невропатология/Л.О. Бадалян – М., 1987
3. Бадалян Л.О. и др. Детские церебральные параличи. — Киев, 1988.
4. Веракса, А.Н. Развитие отношений межличностной значимости в дошкольном возрасте / А.Н. Веракса // Социально - психологические проблемы образования. Вопросы теории и практики: сборник научных трудов. Выпуск 4. Часть II; под ред. М. Ю. Кондратьева. –М.: МГППУ, 2006. – С. 4 - 19.
5. Вентланд М. Учебно-воспитательные работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Учеб.-метод. пособие / М. Вентланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; Науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн.: БГПУ, 2009. – 276.
6. Выготский, Л.С. Игра и еѐ роль в психологическом развитии ребѐнка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. –1966. –No 6. –С. 62-68.
7. Выготский, Л.С. Детская психология (собрание сочинений) Т.5. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. –210 с.
8. Доронова, Т. Н. Игра в дошкольном возрасте / Т.Н. Доронова, О.А.Карабанова, Е.В. Соловьева. –М.: Воспитание дошкольника, 2004. –192 c.
9. Кирьянова, Р.А. Комплексная диагностика дошкольников/ Р.А. Кирьянова. – СПб. : Каро, 2006.– 136 с.
10. Корепанова, М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников/ М.В. Корепанова, Е.В. Харламова.– М., 2005. – 144 с.
11. Кроткова, А.В. Социальное развитие и воспитание дошкольников с церебральным параличом / А.В. Кроткова. – М.: Сфера, 2007. – 144с.
12. Кураев, Г.А. Возрастная психология. Курс лекций / Г.А. Кураев, Е.Н.Пожарская. – Ростов н/Д.: 2002. – 146 с.
13. Лаврова, Г.Н. Обучение детей сюжетно - ролевой игре в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Программа коррекционно-развивающего курса «Играем, растем, развиваемся» / Г.Н. Лаврова. – Ч.: Образование, 2009. – 183с.
14. Левченко, И.Ю. Детский церебральный паралич: Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, А.А. Гусейнова. – М.: Книголюб, 2008. – 176 с. 71
15. Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата/ И.Ю. Левченко, О.Г.Приходько. – М.: Академия, 2001. – 192 с.
16. Лапшин, В.А. Основы дефект
Специалисты по проблемам детского церебрального паралича (Э.С. Калижнюк, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова, М.Б. Эйдинова) считают, что патология кинестетического восприятия является одной из причин нарушения хода развития ряда гностичеких функций. Кроме того, установлено, что при ДЦП имеют место расстройства пальцевого праксиса, пальцевого гнозиса, нарушение стереогноза. Известно, что формирование представлений о своем теле находится в тесной связи с развитием двигательных функций, с развитием тактильных, зрительных и кинестетических ощущений и соответствия движений, в процессе которых осознается взаиморасположение частей тела - схемы тела.
Многие дети, страдающие ДЦП, как бы «забывают» пользоваться своими пораженными конечностями, они игнорируют свою пораженную руку даже в случае умеренного поражения. Подавление деятельности кинестетического анализатора затрудняет, а в некоторых случаях, по-видимому, и исключает выработку тех условнорефлекторных связей, на основе которых строится чувство собственно тела, чувство позы и, наконец, тонкая моторика. Отсюда и элементы апраксии, в основном - в движении пальцев рук.
Итак, все вышеизложенное подтверждает сложный и стойкий характер нарушения двигательной функции у детей, страдающих различными формами детского церебрального паралича, и указывает на то, что эти нарушения специфичны для той или иной формы.
Однако познавательная деятельность детей с ДЦП нарушается и в связи с особенностями их психического развития. Многие авторы (М.Б. Эйдинова, К.А. Семенова, Р.Я. Абрамович-Лехтман, Е.И. Кириченко, И.Ю. Левченко) относят нарушения псих

