Формирование адекватной самооценки младшего школьника на уроке математики
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На современном этапе развития возникает необходимость в воспитании социализированной личности, способной успешно адаптироваться к быстро меняющимся условиям. Современному обществу необходимы люди, обладающие не только обширными и глубокими знаниями, но и предприимчивостью, инициативностью и самостоятельностью, а это значит, что важнейшей чертой современного российского образования становится его направленность на подготовку учащихся к активному освоению своего жизненного пространства.В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС), в котором обозначена цель современного российского образования – общекультурное, личностное развитие учащихся, обеспечивающее формирование такой ключевой компетенции, как умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, развитие сознания, обретение личностных смыслов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования адекватной самооценки у младших школьников
1.1 Понятие самооценки в психолого-педагогической литературе
1.2 Психологическая характеристика самооценки у младших школьников
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию адекватной самооценки у младших школьников на уроке математики
2.1 Диагностика сформированности самооценки младших школьников
2.2 Педагогические приемы, направленные на формирование адекватной самооценки младшего школьника на уроке математики
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Акрушенко, А. В., Ларина, О. А., Катарьян, Т. В. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учебное пособие. / А. В. Акрушенко, О. А. Ларина, Т. В. Катарьян, Т. В. – Москва: Эксмо, 2008. – 128 с.
Александровская, Э. М. Личностные особенности младших школьников, испытывающих трудности в обучении [Текст] / Э. М. Александровская // Психология учебной деятельности школьников. 2009. – №11. – 172 с.
Ананьев, Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания [Текст]: Избр. психол. труды / Б. Г. Ананьев. – Москва, 2009. – 119 с.
Андрущенко, Т. Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте [Текст] /Т. Ю. Андрущенко // Вопросы психологии. – Москва: 2012. – 125 с.
Архиреева, Т. В. Самооценка академической компетентности младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование: Электронный журнал 2009.– Режим доступа : http://www/prognosis.ru/int_correspondent.html (дата обращения .15.09.2018) Белобрыкина, О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки [Текст] / О. А. Белобрыкина // Вопросы психологии. – 2010. – № 4. – С. 31– 38.
Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитания. [Текст] / Р. Бернс. – Москва: Прогресс, 2009. – 167 с.
Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст]: Избранные психологические труды / Л. И. Божович. – Москва: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.
Бороздина, Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Яконцепцией [Текст] / Л. В. Бороздина // Вест. Москва. ун-та. Сер. 14., Психология. – 2011. – №1. – С. 54–66. 55
Блонский, П. П. Психология младшего школьника [Текст] / П. П. Блонский. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – 325 с.
Васильева, Е. Н. Формирование учебной самооценки учащихся в начальной школе [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 26. – С. 411–415. – Режим доступа
Проблема возникновения и развития самооценки является одной из основных проблем становления личности ребенка. Самооценка – это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим к другим людям и самому себе. Самооценка подразумевает под собой известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам.В психологической литературе, посвящённой самооценки, есть возможность, ознакомится с ее определением, выделенными различными авторами, а также с основными аспектами ее формирования.В. Г. Казакова под самооценкой подразумевает, отношение индивида к себе, которое постепенно приобретает привычный характер. Оно может проявляться как не одобрение или одобрение, и определяет убежденность индивида в своей значимости и самоценности [21].Иначе, - как считает Э. Бернс, - «самооценка – это личностное суждение о собственной ценности». Примерно так же определяет самооценку и М. Розенберг: для него это негативная или позитивная установка, которая направлена на специфический объект, называемый Я [6].

