Развитие познавательного интереса у младших школьников с нарушениями в интеллектуальном развитии в процессе обучения математики
ВВЕДЕНИЕ
Изучение познавательного интереса - одна из самых актуальных тем в образовании. От решения данного вопроса во многом зависит эффективность учебного процесса, поскольку интерес является важным мотивом познавательной деятельности учащихся. Педагогам важно сделать процесс обучения желанным, интересным, а также чтобы ученики самостоятельно стремились добывать новые знания.
Познавательный интерес способствует росту осознанного отношения к учебным дисциплинам и умению самостоятельно регулировать познавательные процессы: внимание, память, мышление. Обучающиеся, у которых развит устойчивый интерес к какому-либо предмету школьной программы или отрасли знания могут самостоятельно определить будущую профессию. Наличие такого интереса стимулирует постоянное расширение и углубление знаний в определённой области.
В педагогике одним из важных моментов становится вопрос об обучении детей с нарушениями в интеллектуальном развитии. Практика показывает, что количество детей данной категории
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………..……....3
Глава 1. Tеоретические основы развития познавательно интереса у млаших школьников с нарушениями в интеллектуальном развитии в процессе обучения математики……………………………………………………..…7
1.1 Содержание понятия «познавателный интерес», этапы его формирования у младших школьников с сохранным интеллектом 7
1.2 Особенности развития познавательного интереса у младших школьников с нарушениями в интеллектуальном развитии 18
1.3 Методы и приёмы развития познавательного интереса у младших школьников с нарушенями в интеллектуальном развитии в процессе обучения математики 22
Выводы по главе 1…………………………………………………………………36
Глава 2. Эмпирическое обоснование проблемы развития познавательного интереса у младших школьников с нарушением в интеллектуальном развитии в процессе обучения математики………………………………..37
2.1 Диагностика уровня познавательного интереса у младших школьников с нарушением в интеллектуальном развитии в процессе обучения математики ..38
2.2 Содержание формирующего этапа исследования по развитию познавательного интереса детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии в процессе обучения математики. .…49
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования ....55
Выводы к главе 2 …………………………………………………………………62
Заключение………………………………………………………………………..66
Приложения…………………………………………………………….…….…...72
Список использованной литературы
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» - http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/akty_minobrnauki_rossii/prikaz-minobrnauki-rf-ot-19122014-no-1599Александрова Н.А. Некоторые результаты клинического изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Н.А. Александрова //Дефектология. – 2019. – № 6. – С. 29.
Александрова Н.Н., Шульга Т.И. Методика «нерешаемая задача» [Электронный ресурс]: URL: https://www.psyoffice.ru/6-1095-metodika-nereshaemaja-zadacha-n-n-aleksandrova-t-i-shulga.htmАлышева Т.В. Математика. Методические рекомендации. 1-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. – М.: Просвещение, 2017. – 362 с.
Аубакирова А. О. Роль дидактических игр в коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми детьми: проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. Науч. Конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.) / А. О. Аубакирова, М. Н. Смыкова, А. А. Кульмаганова. – Краснодар: Новация, 2016 – 202 с.
Батмунх Мунхоо. Индивидуальная программа обучения для детей с нарушениями в развитии // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2020. — №2. — С. 63-70.
Бгажнокова, И. М. Обучение детей с выраженными нарушениями интеллекта. Программно – методические материалы / И. М. Бгажнокова. – М.: Гуманитарно – издательский центр Владос, 2007. – 181с.
Березина Ю.Ю., Ерофеева Т.И. Проблема формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста: монография. Москва: МПГУ, 2019. -136с.
Богатырева, Е. П. Ранняя помощь детям с особенностями в развитии как актуальная гуманитарная проблема // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2020. — №2. — С. 28-33.
Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика. Психолого-
Это когда материал не даётся, а задаётся, когда знания и способы деятельности не переносятся в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции, следуя которым обучающийся мог бы гарантированно выполнить задания, а когда учащиеся самостоятельно решают проблему, опираясь на свой ещё небогатый жизненный опыт. Главная задача научить детей мыслить, рассуждать, делать выводы.
В связи с этим, возникает необходимость использования дидактических игр при обучении детей с нарушениями в интеллектуальном развитии в процессе обучения математики, которые позволили бы развивать познавательный интерес, познавательную активность, самостоятельность и познавательные процессы, придавать процессу обучения привлекательность и значимость в глазах детей. Познавательный интерес детей напрямую зависит от уровня развития познавательных процессов, так как при их развитии расширяется кругозор, становятся разнообразнее интересы младших школьников с нарушениями в интеллектуальном развитии.