Сенсорное развитие детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня по средством дидактических игр
ВВЕДЕНИЕ
В целевых ориентирах Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования сказано: ребенок «владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек», что составляет одну из социально-нормативных характеристик возможностей ребенка в дошкольном возрасте.
Воспитанием правильной речи у детей является одной из основных проблемой логопедии. Изучением развития речи в норме проводилось многими отечественным и зарубежными исследователями, А.Н. Гвоздева, М. Зееман, Е. И. Тихеева, др. Было выявлено, что в ходе нормального речевого развития ребёнок постепенно овладевает языковыми средствами общения: происходит накопление его словарного запаса, формирование системы различных форм слов и словосочетаний.
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР……….........................................................6
1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования………………………………………………………………………...6
1.2.Особенности организации сенсорного развития в старшей дошкольной группе детей с ОВЗ……………………………………............................................11
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР……………. ……...18
2.1.Характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОНР………….18
2.2.Создание условий для сенсорного развития в старшей дошкольной группе детей с ОНР………………………………………………………………...22
2.3.Описание картотеки дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию детей старшего дошкольного возраста……………………………..…28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………34
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Адаптированная образовательная программа МАДОУ «ДС № 3 г. Каменск-Уральского».
2. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя детского сада/ Л.А. Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение. 1988 – 144с.
3. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской — М.:,3-е изд. М.: Владос, 2012. 364 c.
4. Лопатина, Л.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи //под редакцией профессора Л. В. Лопатиной[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02)
5. Медведева А.Е. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. – 248 с.
6. Мелёхина И. В. Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста[Электронный ресурс] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.:Заневская площадь, 2014. — С. 136-139. — URL – Режим доступа:https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6664/ (дата обращения: 27.10.2018).
7. Метиева, Л.А. Развитие сенсорной сферы детей [Электронный ресурс] /Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. - М.: Просвещение, 2011. - 160 с.— URL Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1355465/
8. Постановление Росстата от 03.05.2005 № 26 «Об утверждении порядка заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения № 85-К ―Сведения о деятельности дошкольного образовательного учреждения».[Электронный ресурс] - Режим доступа:www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_53809/
9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
10. Синакаева, Л. В. Развитие сенсорных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья /Л.В. Синакаева //Вестник педагога: электронный журнал.— URL: [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://vestnikpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=4476 (дата обращения: 02.12.2022)
11. Статья по коррекционной педагогике «Особенности сенсорного воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи» [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2016/02/24/osobennosti-sensornogo-vospitaniya-detey-s
Поскольку язык и речь формируются в рамках общего психического развития ребенка, последовательность овладения языковыми единицами и правилами их использования тесно взаимосвязана с общим психическим развитием и подчинена тем же законам, что и развитие психики в целом. В связи с этим комплексная коррекционно-образовательная работа по преодолению системной речевой недостаточности предусматривает единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности.
Таким образом, согласно адаптивной программе, системное недоразвитие речи в большинстве случаев представляет собой синдром, в структуре которого выделяются сложные и неоднозначные связи между речевыми и неречевыми симптомами, соотношение первичного и вторичного, общие и специфические закономерности. Поэтому его преодоление должно осуществляться в процессе многоаспектного воздействия, то есть должно быть направлено на весь синдром в

