Цель, принципы, содержание, методы, приемы и средства межкультурного обучения на занятиях по иностранному языку
Введение
В современных реалиях школа всё больше внимания уделяет демократизации и гуманитаризации образования. В связи с этим педагогам необходимо искать наиболее эффективные методы и формы работы с учащимися. Такой предмет как «Иностранный язык» подразумевает под собой, что учащиеся должны овладеть коммуникативной компетенцией, а именно межкультурным общением на иностранном языке. Межкультурное общение невозможно без изучения культуры людей, говорящих на нём.
Благодаря интернационализации всех сфер жизни в обществе в Российской Федерации стало возможным использование иностранных языков, в качестве средств взаимодействия различных традиций и культур.
Поступление на российский рынок зарубежных товаров, появление мультимедийных средств, Интернета, увеличение связей российских школ с иностранными – всё вышеперечисленное даёт нам больше возможностей для общения с носителями языка, а также для участия в межкультурной коммуникации. В современных реалиях всё чаще поднимается вопрос
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………..……………. 3
1 Теоретические аспекты применения межкультурного обучения на занятиях по иностранному языку ………….……………………………….…....... 5
1.1 Цель и содержание межкультурного обучения на занятиях по иностранному языку ……………………………………………………………….. 5
1.2 Принципы межкультурного обучения на занятиях по иностранному языку …………………………………………………………...………………….. 10
2 Практические аспекты применения межкультурного обучения на занятиях по иностранному языку ………………………………………….…….. 15
2.1 Методы, приёмы и средства межкультурного обучения ……………. 15
2.2 Современные УМК и межкультурное обучение ……….……….…… 19
Заключение …………………………………………..………………...…… 22
Список использованных источников ……………..………….……...……. 23
Список использованных источников
1. Английский в фокусе. 11 кл.: учебник / О.В. Афанасьева, Д. Дули, И.В. Михеева и др. – М.: Просвещение, 2022. – 256 с.
2. Апальков, В.Г. Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Английский в фокусе». 5-9 классы: учеб. пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 84 с.
3. Бим, И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: проблемы и перспективы. – М.: Просвещение, 1988. 254 с.
4. Верещагин, Е.М., Костомаров, В.Г. Язык и культура. – М.: Индрик, 2005. – 1038 с.
5. Гришаева, Л.И., Цурикова, Л.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2008. – 352 с.
6. Конышева, А.В. Английский язык. Современные методы обучения. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 352 с.
7. Сафонова, В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. – Воронеж: Истоки, 1996. 260 с.
8. Сафонова, В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования // Иностранные языки в школе. – 2001. – №3. – C. 17-24.
9. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс. – М.: Просвещение, 2002. 260 с.
10. Сысоев, П.В. Концепция языкового поликультурного образования: монография. М.: Еврошкола, 2003. 406 с.
11. Халеева, И.И. О тендерных подходах к теории обучения языкам и культурам // Известия Российской академии образования. 2000. – № 1. – C. 11-18.
12. Bolten, J. Interkulturelle Kompetenz. Erfurt: Landeszentrale für politische Bildung Thüringen, 2012. 187 S.
13. Bolten, J. Interkulturelle Personalentwicklungsmaßnahmen: Training, Coaching und Mediation // Innovative Ansätze im Personalmanagement. München, 2005 [Электронный ресурс]. URL: http://iwk-jena.uni-jena.de/wp-content/uploads/2019/03/2005_interkulturelle_personalentwicklung_bolten.pdf (дата обращения: 13.11.2022).
14. Byram, M. Cultural Studies in Foreign Language Education. – Clevedon, Multilingual Matters, 1989. – 165 p.
15. Dadder, R. Interkulturelle Orientierung. Analyse ausgewählter interkultureller Trainingsprogramme. Saarbrücken: Breitenbach, 1987. 162 S.
16. Desch, A. Pädagogik interkulturellen Lernens: Theorie und Praxis am Beispiel von internationalen Jugendbegegnungen. – Marburg: Tectum, 2001. – 136 S.
17. Ehnert, I. Die Effektivität von Interkulturellen Trainings. Hamburg: Dr. Kovac, 2004. 276 S.
18. Eubel-Kasper, K. Fallst
Или принцип этнографического подхода [16] может быть реализован в условиях иммерсии, когда обучающиеся находятся непосредственно в стране изучаемого языка. Однако данный принцип не может быть реализован в полной мере на уроках иностранного языка. Поэтому целесообразней выделить принципы формирования межкультурной компетенции на занятиях в учебных заведениях. Данные принципы представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Принципы формирования межкультурной компетенции
Рассмотрим каждый принцип подробнее. Первый принцип «диалога культур». Данный принцип является ведущей социально-педагогической целью общего и профессионального образования, диалог культур как философия и процесс общения, может быть достигнут через изучение иностранного языка. В языковой педагогике данный принцип означает, что появляется необходимость анализа аутентичного и частично-аутент

