Особенности предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с ОНР третьего уровня

Скачать дипломную работу на тему: "Особенности предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с ОНР третьего уровня". В которой выявлен уровень сформированности предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Определены коррекционно-педагогические пути и методы формирования навыков использования предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
21.11.2025
Объем файла
2423 Кб
Количество страниц
61
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Своевременное формирование грамматического компонента языковой системы ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей, в проявлении важнейших психических процессов — памяти, восприятия, эмоций.
Исследования таких ученых как Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и многих других, указывают на своеобразие овладения детьми с общим недоразвитием речи грамматическим строем речи, которое проявляется в замедленном темпе усвоения грамматических категорий, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, в искажении общей картины речевого развития.О.Е. Грибова, Н.С. Жукова, Л.С. Спирова, Е.Ф. Соботович, С.Н. Шаховская отмечают, что нарушения грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием реч

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ 6

1.1.Формирование предложно - падежных конструкций в онтогенезе 6

1.2.Речевые нарушения как психолого–педагогическая проблема: клинико-психологический и психолого-педагогический подход 11

1.3.Особенности употребления предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с ОНР третьего уровня 19

1.4 Анализ методов изучения и формирования предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня 24

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 31

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДЛОЖНО – ПАДЕЖНЫХ КНСТРУКЦИЙ В РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ 33

2.1 Организация эксперимента и методы исследования предложно-падежных конструкций слова у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 33

2.2. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментальной работы по изучению предложно-падежных конструкций слова у старших дошкольников с ОНР 3 уровня 36

2.3. Содержание логопедической работы по формированию предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня 39

2.4.Анализ результатов экспериментальной работы 46

ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 53

ПРИЛОЖЕНИЯ 59

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса [Текст] /Т.В. Ахутина.- М.:КД «Либроком», 2012. – 220 с.
2. Александрова, Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя у дошкольников [Текст] / Т.В. Александрова - Пособие для логопедов и воспитателей.- СП: Детство-пресс, 2017. - 48с.
3.Алтынбаева, Е.Г. Формирование предложно-падежных конструкций и преодоление недоразвития психических процессов: пространственного гнозиса и праксиса у старших дошкольников с ОНР [Электронный ресурс] / Е.Г. Алтынбаева// Логопедический портал: [сайт]. Режим доступа: http://logoportal.ru/statya-15319/.html (Дата обращения: 23.12.2022).
4. Бабина Г.В Шарипова Н.Ю. Структурно-слоговая организация речи дошкольников: онтогенез и дизонтогенез: монография. – М.: Сфинкс, 2010. – 107 с.
5. Бессонова, Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей [Электронный ресурс] / Т.П.Бессонова, О.Е.Грибова //Режим доступа: https://doc24693183_437399943?hash=1d7051a082dcd512&dl=555f9b05e4ba37b880 (Дата обращения: 22.12.2022)
6. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. Вузов [Электронный ресурс] / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской // Педагогическая библиотека: [сайт]. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0049 (Дата обращения: 22.12.2022).
7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6т.: Т. 2: Проблемы общей психологии [Электронный ресурс]/ Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова // ФГНУ «Научная педагогическая библиотека имени К.Д. Ушинского» [сайт], 2017 - Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/vygotsky_ss-v-6tt_t2_1982/go,2;fs,0/ (Дата обращения: 18.12.2022).
8. Голубец, О.Д. Журнал логопед №9 2013г, - с.23-24.
9. Глухов В. Модель механизма порождения речевого высказывания по А.А. Леонтьеву / В. Глухова. – Режим доступа: http://www.syntone-spb.ru/library/books/content/5004.html?current_book_page=2510. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. [Текст] / А.Н. Гвоздев -

Поэтому коррекционно-педагогическая работа с дошкольниками с ОНР направляется на последовательное формирование предложно-падежных конструкций и на преодоление недоразвития психических процессов: пространственного гнозиса и праксиса [23, c. 324].
Сочетание детьми словесных элементов, несочетаемых в системе грамматики усваиваемого языка, возможно только в том случае, если эти элементы извлечены ребенком из слитно воспринимаемого им языкового материала, что связано, как показали психофизиологические исследования последних лет, с процессами анализа и синтеза, протекающими в языковом сознании человека.
В русском языке значения, выражаемые предложными конструкциями, исключительно разнообразны и сложны. Разные флексии используются в сочетании с различными предлогами, что дает возможность выразить многообразие значений.
По наблюдениям Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой замечено, что в случаях тяжелого недоразвити