Особенности тревожности подростков разного пола
Введение
Актуальность темы исследования определяется повышением количества тревожных подростков, в особенности раннего подросткового возраста 10-14 лет разной половой принадлежности, при переходе из младших классов в среднюю образовательную группу (средние классы), которые отличаются повышенной беспокойностью, закомплексованностью, психологической неустойчивостью. За последнее десятилетие число тревожных детей раннего подросткового возраста значительно возросло. Тревожность стала глубокой и личностной, поменялись формы ее проявления. Появление и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных запросов подростков.
Тревожность – психологический феномен, который рассматривается как чувство психологического дискомфорта, предвидение будущей угрозы. Особое беспокойство педагогов-психологов в последнее время вызывает процесс развития тревожных состояний в школьной среде. Тревожность содержит ярко проявляющуюся возрастную особенность, содержащуюся в её источниках, содержан
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ……..9
1.1 Школьная тревожность и особенности её проявления у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………9
1.2 Возможности использования социально-психологического тренинга в работе со школьниками раннего подросткового возраста ………………...18
Выводы по первой главе ………………………………………………………..28
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ РАННЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ………...30
2.1 Диагностика подростковой тревожности …………………………….......30
2.2 Апробация программы коррекции школьной тревожности в раннем подростковом возрасте средствами социально-психологического тренинга .38
2.3 Анализ результатов коррекции школьной тревожности у подростков ….44
Выводы по второй главе ………………………………………………………..52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….54
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….56
БИБЛИОГРАФИЯ
Агафонова И. Н. Развитие у первоклассников коммуникативных умений / И. Н. Агафонова // Управление начальной школой. – 2016. – № 9. – С. 28-34.
Альманах психологических тестов. – Москва : КСП, 2015. – 400 с.
Андреева А. Д. Психологическая поддержка ребенка / А. Д. Андреева // Воспитание школьников. – 2016. – № 3. – С. 54-61.
Андреева И. Н. Ситуативная и личностная тревожность подростка / И. Н. Андреева // Психология и дети: рефлексия по поводу защиты прав ребёнка : материалы международной научно-практической конференции, г. Минск, 24-25 марта, 2017 г. – Минск, 2017. – 215 с.
Аракелов Н. Е. Психофизиологический метод оценки тревожности / Н. Е. Аракелов, Е. Е. Лысенко // Психологический журнал. – 2017. – № 2. – С. 37- 42.
Аракелов Н. Е. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции / Н. Е. Аракелов, А. Н. Шишкова // Вестник МГУ. Сер. Психология. – 2018. – № 1. – С. 34-58.
Асеев В. Г. Возрастная психология / В. Г. Асеев. – Иркутск : Изд-во ИГПИ, 2017. – 194 с.
Астапов В. М. Тревожность у детей / В. М. Астапов // Школьный психолог. – 2017. – № 17. – С. 34-40.
Балакина Л. Л. Коммуникативная компетентность учащихся: сущность, содержание, необходимость формирования / Л. Л. Балакина // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 4. – С. 211-213.
Безруких М. М. Ребенок идет в школу / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. – Москва : Просвещение, 2015. – 315 с.
Битянова М. Р. Социальная психология : учебник для высших учебных заведений / М. Р. Битянова. – Москва : Аспект Пресс, 2017. – 375 с.
Битянова М. Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М. Р. Битянова. – Москва : Просвещение, 2017. – 68 с.
Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – Санкт-Петербург, 2018. – 123 с.
Прихожан А. М. Боюсь отвечать у доски / А. М. Прихожан // Семья и школа. – 2015. – № 1. – C. 56-98.
Букатов В. М. Я иду на урок: хрестоматия игровых приемов обучения : книга дл
4. Доверительность в общении.
От соблюдения принципа доверительности в общении во многом зависит обучающий эффект тренинга. Лишь доверительная, доброжелательная атмосфера в группе создает возможность для ненормативных и искренних высказываний участников по всем обсуждаемым проблемам. Доверительность здесь не только выступает в качестве коллективного эксперта по отношению к каждому участнику, но и призвана скорректировать общение, личный стиль взаимодействия участников в ходе выполнения упражнений, моделирующих те или иные стороны профессиональной деятельности. Следовательно, создание и поддержание в группе климата максимального психологическо