Эффективность применения игротерапии как средство преодоления тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Скачать дипломную работу на тему: "эффективность применения игротерапии как средство преодоления тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития". В которой описана процедура, методы, результаты на констатирующем этапе. Составлена психокоррекционная программа формирующего эксперимента.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
20.11.2025
Объем файла
875 Кб
Количество страниц
56
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Одна из наиболее актуальных проблем, относящаяся к практической деятельности человека, связывается с психическими состояниями. Из них чаще встречается беспокойство, эмоциональная неустойчивость и тревога. Одним из первых о состоянии беспокойства и тревоги заговорил 3. Фрейд. Он рассматривал это состояние как переживание ожидания и неопределенности, чувство неуверенности. Это как раз и указывает и на внешние виды ее проявления, и на внутренние причины, вызывающие тревогу. Исследование этой проблемы в современной психологии, по существу, только начинаются, так как быстро сменяющаяся обстановка провоцирует новые причины, лежащие в основе тревожного поведения и формы ее проявления. Отдельные вопросы изучения состояния тревожности освещены в работах.
В настоящее время увеличивается количество детей, которые отличаются неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью и повышенным беспокойством. Тревожность часто приводит к снижению работоспособности, продук

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОТЕРАПИИ В ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ 5

1.1 История развития игротерапии как метода в психокоррекционной работе 5

1.2 Понятие тревожности в психолого-педагогической литературе 9

1.3 Возрастные особенности младшего школьного возраста 15

1.4 Задержка психического развития у детей младшего школьного возраста 19

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 25

2.1 Организация констатирующего эксперимента 25

2.2 Результаты констатирующего эксперимента 28

2.3 Программа формирующего эксперимента 32

ГЛАВА 3 АПРОБАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51

ПРИЛОЖЕНИЯ 59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Айзман, Р. И. Медико-биологические основы дефектологии / Р. И. Айзман. – Новосибирск : Издательство НГПУ, 2015. – 286 с. – ISBN: 978-5-00023-590-4. – Текст : непосредственный.

2. Афанасенко, Д. В. Проблема школьной тревожности у детей младшего школьного возраста / Д. В. Афанасенко. – Текст : непосредственный // Социальная среда и личность. – 2022. – № 8. – С. 26-30.

3. Барабаш, Е. Р. Тревожность в жизни человека / Е. Р. Барабаш. – Текст : непосредственный // Студенческий вестник. – 2022. – № 22-2 (214). – С. 58-59.

4. Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов / А. К. Болотова. – Саратов : Амирит, 2015. – 76 с. – ISBN: 978-5-9907420-8-6. – Текст : непосредственный.

5. Борн, Э. Дж. Будь свободен. Жизнь без тревоги и фобий : рабочая тетрадь : [16+] / Э. Дж. Борн, кандидат психологических наук ; перевод с английского Александры Никулиной [и др.]. – 7-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург : Весь, 2020. – 661 с. – ISBN: 978-5-9573-3717-1. – Текст : непосредственный.

6. Витвинова, И. В. Игротерапия – эффективный метод в коррекционной работе с детьми / И. В. Витвинова. – Текст : непосредственный // Вестник научных конференций. – 2020. – № 11-2 (63). – С. 27-29.

7. Волковская, Т. Н. Теоретико-методологические и методические основы логопсихологии : монография / Т. Н. Волковская. – Москва : Образование, 2009. – 272 с. – ISBN 978-5-904133-02-3. – Текст : непосредственный.

8. Воронов, В. В. Педагогика школы: новый стандарт : учебное пособие для студентов-педагогов и учителей / В. В. Воронов. – Москва : Пед. о-во России, cop. 2012. – 283 с. – ISBN 978-5-93134-414-0. – Текст : непосредственный.

9. Вульфов, Б. З. Педагогика : учебное пособие для бакалавров / Б. З. Вульфов. – Москва : Юрайт, 2018. – 511 c. – ISBN 978–5–534–06490–2. – Текст : непосредственный.

10. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 160 с. – ISBN 978-5-534-06998. – Текст : непосредственный.

11. Гаджиназарова, К. М. Применение игры в работе с детскими страхами / К. М. Гаджиназарова. – Текст : непосредственный // Психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований. – 2021. – № 6. – С. 304-306.

12. Геддес, С. Беспокойный человек : как снизить тревожность и меньше волноваться : [16+] / С. Геддес ; перевод с английского Виктории Степановой. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2020. – 282. – ISBN 978-5-00169-064-1. – Текст : непосредственный.

13. Грехова, П. В. Теоретический обзор изучения проблемы тревожности в психологии / П. В. Грехова. – Текст : непосредственный // Психология особых состояний: от теории к практике. – 2022. – № 5. – С. 13-15.

14. Голованова, Н. Ф. Педагогика : учебник / Н. Ф. Голованова. – Москва : Academia, 2019. – 352 c. – ISBN: 978-5-534-01228-6. – Текст : непосредственный.

15. Григорьев, Д. В. Характеристика психомоторного развития детей с задержкой психического развития / Д. В. Григорьев. – Текст : непосредственный // Физическая культура и спорт в постиндустриальную эпоху: проблемы и пути их решения. – 2022

Прогноз: дети нуждаются в систематическом лечении и психолого-педагогической поддержки. Целесообразно помещать их в школы санаторного типа. В классе компенсирующего обучения.
Задержка психического развития психогенного происхождения. Дети имеют нормальное физическое развитие и соматически здоровы. Причины: неблагоприятные условия воспитания, чаще всего эмоциональная депревация (нехватка), однообразие социальной среды и контактов, слабую интеллектуальную стимуляцию (дети приютов, неблагополучных семей). Как следствие – снижение интеллектуальной мотивации, поверхностность эмоций, неосмотрительность поведения, инфантильность установок. Прогноз: благоприятный при индивидуальном подходе и интенсивности обучения.
Задержка психического развития церебрально-органического происхождения. Нарушение интеллекта обусловлены более грубыми и стойкими нарушениями мозговых структур. У детей данного типа наблюдается всегда церебральная астен