Эффективность применения игротерапии как средство преодоления тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одна из наиболее актуальных проблем, относящаяся к практической деятельности человека, связывается с психическими состояниями. Из них чаще встречается беспокойство, эмоциональная неустойчивость и тревога. Одним из первых о состоянии беспокойства и тревоги заговорил 3. Фрейд. Он рассматривал это состояние как переживание ожидания и неопределенности, чувство неуверенности. Это как раз и указывает и на внешние виды ее проявления, и на внутренние причины, вызывающие тревогу. Исследование этой проблемы в современной психологии, по существу, только начинаются, так как быстро сменяющаяся обстановка провоцирует новые причины, лежащие в основе тревожного поведения и формы ее проявления. Отдельные вопросы изучения состояния тревожности освещены в работах.
В настоящее время увеличивается количество детей, которые отличаются неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью и повышенным беспокойством. Тревожность часто приводит к снижению работоспособности, продук
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОТЕРАПИИ В ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ 5
1.1 История развития игротерапии как метода в психокоррекционной работе 5
1.2 Понятие тревожности в психолого-педагогической литературе 9
1.3 Возрастные особенности младшего школьного возраста 15
1.4 Задержка психического развития у детей младшего школьного возраста 19
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 25
2.1 Организация констатирующего эксперимента 25
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 28
2.3 Программа формирующего эксперимента 32
ГЛАВА 3 АПРОБАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Айзман, Р. И. Медико-биологические основы дефектологии / Р. И. Айзман. – Новосибирск : Издательство НГПУ, 2015. – 286 с. – ISBN: 978-5-00023-590-4. – Текст : непосредственный.
2. Афанасенко, Д. В. Проблема школьной тревожности у детей младшего школьного возраста / Д. В. Афанасенко. – Текст : непосредственный // Социальная среда и личность. – 2022. – № 8. – С. 26-30.
3. Барабаш, Е. Р. Тревожность в жизни человека / Е. Р. Барабаш. – Текст : непосредственный // Студенческий вестник. – 2022. – № 22-2 (214). – С. 58-59.
4. Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов / А. К. Болотова. – Саратов : Амирит, 2015. – 76 с. – ISBN: 978-5-9907420-8-6. – Текст : непосредственный.
5. Борн, Э. Дж. Будь свободен. Жизнь без тревоги и фобий : рабочая тетрадь : [16+] / Э. Дж. Борн, кандидат психологических наук ; перевод с английского Александры Никулиной [и др.]. – 7-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург : Весь, 2020. – 661 с. – ISBN: 978-5-9573-3717-1. – Текст : непосредственный.
6. Витвинова, И. В. Игротерапия – эффективный метод в коррекционной работе с детьми / И. В. Витвинова. – Текст : непосредственный // Вестник научных конференций. – 2020. – № 11-2 (63). – С. 27-29.
7. Волковская, Т. Н. Теоретико-методологические и методические основы логопсихологии : монография / Т. Н. Волковская. – Москва : Образование, 2009. – 272 с. – ISBN 978-5-904133-02-3. – Текст : непосредственный.
8. Воронов, В. В. Педагогика школы: новый стандарт : учебное пособие для студентов-педагогов и учителей / В. В. Воронов. – Москва : Пед. о-во России, cop. 2012. – 283 с. – ISBN 978-5-93134-414-0. – Текст : непосредственный.
9. Вульфов, Б. З. Педагогика : учебное пособие для бакалавров / Б. З. Вульфов. – Москва : Юрайт, 2018. – 511 c. – ISBN 978–5–534–06490–2. – Текст : непосредственный.
10. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 160 с. – ISBN 978-5-534-06998. – Текст : непосредственный.
11. Гаджиназарова, К. М. Применение игры в работе с детскими страхами / К. М. Гаджиназарова. – Текст : непосредственный // Психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований. – 2021. – № 6. – С. 304-306.
12. Геддес, С. Беспокойный человек : как снизить тревожность и меньше волноваться : [16+] / С. Геддес ; перевод с английского Виктории Степановой. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2020. – 282. – ISBN 978-5-00169-064-1. – Текст : непосредственный.
13. Грехова, П. В. Теоретический обзор изучения проблемы тревожности в психологии / П. В. Грехова. – Текст : непосредственный // Психология особых состояний: от теории к практике. – 2022. – № 5. – С. 13-15.
14. Голованова, Н. Ф. Педагогика : учебник / Н. Ф. Голованова. – Москва : Academia, 2019. – 352 c. – ISBN: 978-5-534-01228-6. – Текст : непосредственный.
15. Григорьев, Д. В. Характеристика психомоторного развития детей с задержкой психического развития / Д. В. Григорьев. – Текст : непосредственный // Физическая культура и спорт в постиндустриальную эпоху: проблемы и пути их решения. – 2022
Прогноз: дети нуждаются в систематическом лечении и психолого-педагогической поддержки. Целесообразно помещать их в школы санаторного типа. В классе компенсирующего обучения.
Задержка психического развития психогенного происхождения. Дети имеют нормальное физическое развитие и соматически здоровы. Причины: неблагоприятные условия воспитания, чаще всего эмоциональная депревация (нехватка), однообразие социальной среды и контактов, слабую интеллектуальную стимуляцию (дети приютов, неблагополучных семей). Как следствие – снижение интеллектуальной мотивации, поверхностность эмоций, неосмотрительность поведения, инфантильность установок. Прогноз: благоприятный при индивидуальном подходе и интенсивности обучения.
Задержка психического развития церебрально-органического происхождения. Нарушение интеллекта обусловлены более грубыми и стойкими нарушениями мозговых структур. У детей данного типа наблюдается всегда церебральная астен

