Развитие монокулярного зрения у детей с амблиопией старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Скачать дипломную работу на тему: Развитие монокулярного зрения у детей с амблиопией старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. В которой определена взаимосвязь коррекционной и лечебно-восстановительной работы по повышению остроты зрения и их методы и приёмы.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
17.11.2025
Объем файла
5611 Кб
Количество страниц
75
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Утверждение базовых нормативно-правовых документов, закрепивших значимость инклюзивного образования, привело к появлению нового законодательного понятия – «ребенок с ограниченными возможностями здоровья». _По определению Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дети с ОВЗ – это несовершеннолетние физические лица, недостатки физиологического или психологического состояния которых препятствуют получению образования без создания специальных условий и подтверждены заключением психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). _Одной из категорий детей с ограниченными возможностями здоровья являются дети с нарушениями зрения, нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания. _В настоящее время количество детей дошкольного и школьного возраста, имеющих различные нарушения зрения органического и функционального характера, возрастает с каждым годом (Е. С. Либман, О. В. Парамей, Е. В. Шахова и др.). Нарушения зрительной сферы осложняют и изменяют процесс познания окружающего мира, что в свою очередь сказывается на моторном, познавательном и речевом развитии детей, имеющих зрительную патологию. 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ. ОСНОВЫ ЛЕЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ АМБЛИОПИИ.
1. Глаз и его функции. Амблиопия как заболевание.
2. Способы повышения остроты зрения при амблиопии.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ
1. Содержание и результаты констатирующего эксперимента
2. Cсодержание и методика формирующего этапа экспериментальной работы
3. Контрольный эксперимент и его результаты
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКАЯ. ЛЕЧЕБНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА.
1. Влияние понижения остроты зрения на развитие ребёнка.
2. Содержание коррекционной работы и её взаимосвязь с лечебно-восстановительной работой.
3. Использование дидактических игр для повышения остроты зрения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Е. В. Козина, П. М. Балашова, В. Т. Гололобов, С. С. Ильенков, И. А. Кох, Т. Ф. Кочетова, В. И. Поспелов, С. Ф. Синяпко «Основы клинической офтальмологии издательство», 2018.
Епифанцева Т. Б. «Настольная книга педагога-дефектолога» под ред. Епифанцева Т. О., 2-е изд., «Феникс», 2007.
Гусева М. Р., Дмитриев В. Г., Плаксина Л. И. «Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения», «Просвещение», 1978.
Л. И. Плаксина, Л. А. Григорян «Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения», «Город», 1998.
Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской «Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета педагогических вузов» «ВЛАДОС», 1998.
Плаксина Л. И. «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе предметного рисования», 1991.
В. П. Жохов, И. А. Кормакова, Л. И. Плаксина «Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией», «ВОС», 1989.
О. И. Криницкая «Педагогическая технология преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста с нарушением зрения», 2010.
Аветисов Э. С., Ковалевский Е. И., Хватова А. В. «Руководство по детской офтальмологии», 1987.
Ермаков В. П., Якунин Г. А. «Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения»: «ВЛАДОС», 2000.
Л. П. Григорьева, Н. Н. Зислина, Л. А. Новикова «Особенности приема и переработки зрительной информации при нарушениях зрения у детей», «Педагогика», 1978
. Л. И. Плаксина «Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения», 1995.
Солнцева Л. И., Хорош С. М. «Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста», 3-е издание, 2003
Тинькова Е. Л., Козловская Г. Ю. «Анатомо-физиологические и нейропсихологические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения», «СГПИ», 2009
Дружинина Л. А. «Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения», «Марины Волковой», 2008

Суть последнего (в упрощённом варианте) заключается в том, что пациенту закрывают повязкой ведущий глаз, на специальном аппарате (Биновизкор) во время офтальмоскопии глазного дна пациенту предлагают смотреть амблиопичным глазом на конец фиксационной иглы, который при этом указывает на положение фиксирующего участка сетчатки (Приложение №3, рис. А), в данном примере – около диска зрительного нерва. В приборе устанавливают круглый непрозрачный экран, которым перекрывают от света центр жёлтого пятна вместе с фовеолой и делают засвет сетчатки ярким слепящим светом в течение 20-30 секунд. После засвета пациенту предлагают смотреть на светлый умеренно освещённый фон с нанесённым на него оптотипом – «Ш». При этом у пациента возникает негативный (отрицательный) последовательный образ в виде тёмно-серого круга с просветлениями в местах, где были фиксационная игла и за теняющий фовеолу экран (Приложение №3, рис. Б). Когда пациент посмотрит на оптотип, то последний при нецентральной зрительной фиксации установится на конце последовательного образа от фиксационной иглы, в стороне от трансфовеального последовательного образа от макулярной зоны, который в данном примере находится справа от оптотипа и имеет форму круга. Далее пациенту предлагают сместить взгляд влево от оптотипа (показано стрелками) так, чтобы трансфовеальный последовательный образ совместился с оптотипом (Приложение №3, рис. В), удерживать оптотип в этом участке просветления и рассматривать его. В этой ситуации пациент тренирует зрительные возможности фовеолы, которая через какой-то период тренировочного лечения перехватывает свойства фиксации.