Оптимизация работы педагога-психолога с семьями младших школьников

Скачать курсовую работу на тему: "Оптимизация работы педагога-психолога с семьями младших школьников". В которой разработаны практические рекомендации по оптимизации процесса взаимодействия педагога-психолога с семьями младших школьников. Проанализированы и обобщены полученные результаты опытно-экспериментального исследования.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
15.11.2025
Объем файла
590 Кб
Количество страниц
88
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования выражается в том, что потенциал возможностей семьи, её жизнедеятельность, воспитание детей и социальные установки, отношение к образованию и ценностные ориентации переживают серьёзные трансформации, что во многом обусловлено её адаптацией и приспосабливаемостью к новым условиям.
В настоящее время следует отметить повышение внимания к семье со стороны институтов воспитания. В период бурной перестройки социально- экономического и политического укладов жизни государства и общества, значительные изменения претерпевает система семейного воспитания. Интерес к семье как к педагогической системе обусловлен тем, что на протяжении последних десятилетий всё больше проявляются признаки кризиса российской семьи. К реформаторским изменениям государственного масштаба, семья как ключевой институт в устройстве общества особенно чувствительна поскольку их последствие находят свое отражение на её уровне жизни, стабильности и воспитательной деятельности.
Для

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 5

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПО ПОВЫШЕНИЮ УСПЕВАЕМОСТИ В ОБУЧЕНИИ…………………...12

1.1 Роль семьи в воспитании и развитии личности ребенка……………... 12

1.2 Психологические особенности детей младшего школьного возрас-та.. 19

1.3 Педагогическое взаимодействие с родителями младших школьников в психолого-педагогической литерату-ре………...……… 21

1.4 Организация психологического просвещения педагогов и родителей - понятие и методы……………………………………..…. 28

Выводы по первой главе…………………………………………….……... 36

2  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………39

2.1 Диагностика уровня развития младших школьников как результат взаимодействия учителей и родителей………………………………. 39

2.2 Разработка и внедрение комплекса педагогических мероприятий для родителей развитию младших школьников…………………….. 48

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования…... 51

2.4 Практические рекомендации по оптимизации процесса взаимодействия педагога-психолога с семьями младших школьников 56

Вывод по второй гла-ве…………………………………………………………..

ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ………………………………………………………...………. 60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………... 74

ПРИЛОЖЕНИЯ 78

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Антонова, Е.Б. Работа с родителями // Народное образование. - 2015. - № 2 - С. 14-25.

2. Байкова, Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В., Жокина Н.А., Известнова Е.В. Советы педагогу-воспитателю: Учебно-методическое пособие. – Рязань, 1995. – 168 с.

3. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогических технологий. М. : Педагогика, 1999. - 192 с. 

4. Болотина, Р.Л. Роль классного руководителя в современной начальной школе // Начальная школа. - 1995. - № 6. - С. 23 - 25. 

5. Вергелес, Г.И., Кутергина, Л.Н. Подготовка учителя к взаимодей-ствию с семьей младшего школьника // Детство и общество: социокультурный контекст. Материалы Х11 международной конференции «Ребенок в современ-ном мире. Семья и дети». СПб.: Питер, 2015.- С. 217-221.

6. Даниленко, О.В., Ермакова, И.В. Результаты внедрения инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. М.: Академия, 2013. - 37 с.

7. Дубровина, И.В. Взаимодействие педагогов и родителей. Мн.:         Феникс, 2018. - 57 с.

8. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Рос-тов-на-Дону : Феникс, 2017. - 480 с. 

9. Карабанова, О.А. Возрастная психология. М.: Айрис - пресс, 2015. - 238 с.

10. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М.:      Издательский центр «Академия», 2003. - 176 с. 

11. Кожина, М.И. Работа педагогического состава с родителями // ИЯШ - 2016. - № 6 - С. 13 - 19.

12. Козлова, А.В. Работа с семьей: методическое пособие / А.В. Козло-ва. - М.: Сфера, 2014. - 103 с.

13. Коробкова, В.В. Закономерности развития воспитательного потенциала современной семьи в открытом образовательном пространстве / В.В. Коробкова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 1. - С. 220 - 224. 

14. Косарева, А.П. Содружество школы и семьи.  Орел: Знание, 2013. - 24 с.

15. Краевский, В. В. Общие основы педагогики : учеб. пособие для сту-дентов педвузов. М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 256 с. 

16. Кулагина, И. Ю. Младшие школьники: особенности развития. М.: Педагогика, 2019. - 98 с.

17. Куликова, Т.А. Семейная педаго

Ряд авторов выделяет психологическое просвещение как отдельный вид работы, другие рассматривают психологическое просвещение как составную часть психопрофилактической работы практического психолога. Именно, исходя из этого, и было предложено определение термина ?психологическое просвещение?. По мнению некоторых учёных, психологическое просвещение названо самым слабым звеном из всех направлений работы практических психологов. Это объясняется не только недостаточной теоретической разработкой этого направления и отсутствием методических рекомендаций в справочной литературе для практических психологов, но и слабым контролем и отчетностью по данному направлению работы, неподготовленностью специалиста - психолога к этому направлению деятельности [28].
И. В. Дубровина видит основной смысл психологического просвещения в том, чтобы:
1) знакомить воспитателей, уч