Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Общение играет важную роль в развитии каждого ребенка, особенно детей с отклонениями в развитии. Для ребенка с умеренной умственной отсталостью общение представляет огромную значимость – при помощи общения он может понимать окружающих и выражать свои просьбы, и тем самым адаптироваться в обществе.
Часто дети с умеренной умственной недостаточностью имеют речевые и коммуникативные трудности, которые затрудняют их участие в образовательной деятельности в дошкольных учреждениях. Поэтому они часто пассивны, иногда проявляют неадекватное и агрессивное поведение в социальных ситуациях.
В настоящее время в России значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с различной степенью умственной недостаточности. Разрабатываются новые организационные формы работы с ними, выявляются их потенциальные возможности к интеграции в общество.?
На современном этапе развития системы специального образования признана необходимость целенаправленного развития коммуникатив
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 6
1.1. Сущность понятия «коммуникативные умения» 6
1.2. Формирование коммуникативных умений в онтогенезе 9
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью 13
1.4. Особенности коммуникативного развития детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 25
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 25
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 44
3.1. Коррекционная работа по формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агаева, И.Б., Вечер, М.В. Проблема формирования коммуника-тивных навыков в системе образования лиц с умеренной умственной отста-лостью / И.Б. Агаева, М.В. Вечер // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2016. – № 1. – С. 95-98.
2. Ахутина, Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников: прак-тическое пособие / Т.В. Ахутина, Т.А. Фотекова. – 3-е издание, исправленное и дополненное. – Москва: Юрайт, 2017. – 175 с.
3. Андреева, К.А. Коммуникативные способности дошкольников с умственной отсталостью / К.А. Андреева // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 715-718.
4. Алексеева, Е.И. Формирование навыков общения с использова-нием средсв альтернативной коммуникации у детей с тяжёлыми множе-ственными нарушениями развития / Е.И. Алексеева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014 – № 3 – С. 59-66.
5. Аугене, Д.И. Речевое общение умственно отсталых детей до-школьного возраста и пути его активизации / Д.И. Аугене // Дефектология. – 1987. – №4. – С. 76-81.
6. Бессмертная, Ю.В. Повышение коммуникативной и эмоциональ-ной компетентности дошкольников с нарушениями в коммуникативно-аффективной сфере личности / Ю.В. Бессмертная // Психологизация образо-вательного процесса: поиски, опыт, перспективы. Психолого-педагогические проблемы создания благоприятных условий в образовательном процессе. Поиск ресурсов»: Материалы XI областной научно-практической конференции / Новоуральск. – 2007. – С. 157-160.
7. Бычкова, С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений / С.С. Бычкова. – Москва: АРКТИ, – 2002. – 96 с.
8. Бойков, Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: учебно-методическое пособие / Д.И. Бойков. – Санкт-Петербург: КАРО, – 2005. – 288 с.
9. Баряева, Л.Б., Логинова, Е.Т., Лопатина, Л.В. Подготовка к обу-чению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: посо-бие для учителя / Л.Б. Баряева, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина. – Санкт-Петербург: «Союз», – 2004. – 44 с.
10. Баряева, Л.Б., Вечканова, И.Г., Гаврилушкина, О.П., Кондратьева, С.Ю., Логинова, Е.А. и др. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, О.П. Гаврилушкина, С.Ю. Кондратьева, Е.А. Логинова и др. – Санкт-Петербург, – 2014. – 386 с.
11. Баряева, Л.Б., Гаврилушкина, О.П., Зарин, А.П., Соколова, Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.П. Зарин, Н.Д. Соколова. — Санкт-Петербург: «Союз», – 2003 – 320 с.
12. Бекирова, М.Э. Развитие речи младших школьников с умствен-ной отсталостью / Бекирова М.Э., Садлаева М. С. // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее : сборник статей XII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. – Пенза. – 2017. – Ч. 2. – С. 123-125.
13. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – Москва: ЭКС-МО-Пресс, – 2000. – 1008 с.
14. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследова-ния детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волков, – Москва: ДЕТСТВО-ПРЕСС. – 2004. – 144 с.
15. Воспитание и обучение
Происходит оживленный обмен информацией, при котором партнеры влияют друг на друга, но только в том случае, если они обладают единой системой кодирования и декодирования [15].
Дети с умеренной умственной отсталостью обладают различными коммуникативными навыками, поскольку представляют собой неоднородную группу по степени дефективности, уровню развития, потенциалу, воспитанности и образованию и т. д. Отличительной чертой таких детей является ?…разная степень выраженности умственного упадка и психофизического развития в одном возрасте? [16, с. 6].
У детей этой группы уровень сформированности той или иной психической функции или практического навыка может существенно различаться.
Характерной чертой детей с умеренной умственной отсталостью является то, что они с трудом меняют однажды сформировавшееся мнение. При выборе игрушек, игр, просмотре мультфильмов такие дети отдают предпочтение тем, с которыми они знакомы. Они часто повторяют заученные действия,

