Особенности работы классного руководителя с родителями младшего школьника
Введение
В современном мире постоянно происходят изменения в общественно-политическом устройстве государства. Эти изменения не обходят стороной и школу, находящуюся в процессе реформирования, и влияют на все стороны учебно-воспитательного процесса. Возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными словами, проводятся многочисленные эксперименты, в ходе которых школа стремится создать условия для взаимных отношений между классным руководителем и родителями, между родителями и детьми.
Семья оказывает огромное влияние на все аспекты жизни ребенка. Семья должна подготовить "фундамент", на котором будет строиться дальнейшее обучение ребенка в школе. Проблема неуспеваемости учеников тесно связана с тем, какая атмосфера царит в их семье, как складываются отношения между ними и родителями. Из-за напряженной атмосферы в семье ребенок становится более тревожным. Это ведет к потере интереса к новым знаниям, что, в свою очередь, к п
Содержание
Введение…………………………………………………………………………. 4
ГЛАВА I. Теоретические основы работы классного руководителя с родителями младшего школьника……………………………………………… 8
1.1 Основные направления деятельности классного руководителя в работе с родителями младшего школьника…………………………………………... 8
1.2 Формы работы классного руководителя с родителями младшего школьника…………………………………………………………………… 18
Выводы по 1 главе……………………………………………………………… 43
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей работы классного руководителя с родителями младшего школьника ……… 45
2.1 Подготовка и проведение эксперимента ………………………………… 45
2.2 Анализ работы классного руководителя с родителями младшего школьника ……………………………………………………………………… 55
2.3 Разработка методических рекомендаций для учителей по эффективной работе с родителями младшего школьника…………………………………... 63
Выводы по 2 главе…………………………………………………………….... 68
Заключение……………………………………………………………………… 71
Список использованных источников ……………………………………...….. 73
Приложение 1…………………………………………………………………… 79
Приложение 2…………………………………………………………………… 80
Приложение 3…………………………………………………………………… 81
Приложение 4…………………………………………………………………… 83
Приложение 5…………………………………………………………………… 85
Приложение 6…………………………………………………………………… 86
Приложение 7…………………………………………………………………… 87
Приложение 8…………………………………………………………………… 88
Приложение 9…………………………………………………………………… 89
Приложение 10………………………………………………………………….. 91
Приложение 11………………………………………………………………….. 94
Приложение 12………………………………………………………………….. 95
Список использованных источников
1. Анохина Г. М. Модернизация модели образовательного процесса в школе и педвузе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта // Педагогическое образование в России. 2014. №4. С.167-171.
2. Арнаутова Е. П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей. М.: Дошкольное воспитание, 2013. 247 с.
3. Асафова Е .В. Социальная педагогика: конспект лекций. Казань, 2014. 83 с.
4. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. 558 с.
5. Баркова Н. Н. Проблема роли и места учителя в образовательном процессе // Учитель и его формирование: исторический опыт передачи образованности и культуры: сб. науч. тр. / под науч. ред. М.В. Богуславского, С.В. Куликовой. Волгоград: Изд-во «Отрок», 2016. С.221-226.
6. Белкина В. Н. Подготовка студентов к педагогическому регулированию взаимодействия детей раннего и дошкольного возраста со сверстниками. Автореферат… дис. докт. пед. наук. Ярославль, 2000. 42 с.
7. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. 528 с.
8. Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. Волгоград: ИД «Корифей», 2008. 96 с.
9. Бреева М. В., Вылегжанина И. А. Риски психолого-педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе // Педагогическое образование в России. 2014. №4. С.110-113.
10. В помощь классному руководителю. Мн.: ООО «Классико-принт», 2003. 120 с.
11. Варга А. Я. Семейная психотерапия: краткий лекционный курс. СПб.: Речь. 2001. 144 с.
12. Волков Б. С. Как помочь школьнику учиться? Психологическая поддержка и сопровождение: пособие для педагога-исследователя. СПб.: Питер, 2011. 304 с.
13. Гаврилюк О. В. К вопросу о реформировании законодательства об образовании в России // Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. Вып. 7. Екатеринбург: УрГПУ, 2012. С.40-44.
14. Гиппенрейтер Ю. Б. Поведение ребенка в руках родителей. М.: «Издательство АСТ», 2014. 36 с.
15. Глебова С. В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия: практ. пособие. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2012. 111 с.
16. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. - М.: Просвещение, 1990.
17. Гурьянова Т. Чего ты боишься? /Первое сентября, №110, 1997.
18. Давыдов В. В. [и др.]. Младший школьник как субъект учебной деятельности / Под ред. В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. 2002. № 3-4. С.4-19.
19. Данилина Т. А. [и др.] Взаимодействие до
Констатирующая диагностика показала, что в основном у родителей преобладает средний уровень педагогической культуры, который характеризуется такими недостатками, как поверхностные представления о возрастных особенностях ребенка младшего школьного возраста, непоследовательность в воспитательных воздействиях на ребенка, несистематический характер требований к ребенку. В результате уровень эмоционального благополучия детей в семьях также находится на среднем уровне.
Для выявления уровня удовлетворенности родителей и других членов семей учащихся организацией взаимодействия с классным руководителем было проведено исследование, в рамках которого использовались такие методы, как анализ документов (классный журнал), интервью с классным руководителем, анкетный опрос родителей учащихся (анкета «Ваше отношение к школе»), тестовый опрос (методика «Изучения удовлетворенности родителей работой педагога» Е.Н. Степанова).В результате проведенного исследования во взаимодействии классного руководителя и семей учащихся 3 «Б» класса были выявлены проблемы, которые сказывались как на активности родителей, их участии в делах школы, так и на успеваемости учащихся.
Полученные данные об уровне воспитательного и образовательного воздействия в семье помогают подоб

