Особенности развития неречевого слуха у старших слабослышащих дошкольников в процессе коррекционных занятий

Скачать курсовую работу на тему: "Особенности развития неречевого слуха у старших слабослышащих дошкольников в процессе коррекционных занятий". В которой подобраны диагностические методики, для изучения особенностей развития слухового восприятия у слабослышащих дошкольников. Описаны результаты изучения особенностей развития слухового восприятия у слабослышащих дошкольников в процессе коррекционных занятий.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
14.11.2025
Объем файла
149 Кб
Количество страниц
39
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Умение слышать, прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности, является важными человеческими способностями. Без них нельзя научиться слушать и слышать другого человека, любить музыку, понимать голоса природы, ориентироваться в окружающем мире. Слух человека формируется на здоровой органической основе с самого раннего возраста под влиянием акустических раздражений.
В процессе восприятия человек не только проводит анализ и синтез сложных звуковых явлений, но и определяет их значение. От развития слуховой функции зависит качество восприятия посторонних шумов, собственной речи или речи других людей. Слуховое восприятие представляется как последовательный акт. Он начинается с акустического внимания и приводит к пониманию смысла через узнавание и анализ речевых сигналов, дополняемых восприятием неречевых компонентов. В конечном итоге, слуховое восприятие направлено на формирование звуковой дифференцировки и способности к сознательному слухо

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………….………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Закономерности развития слухового восприятия в онтогенезе ………….......6
1.2 Характеристика слухового восприятия и способности к восприятию неречевых звучаний при патологии слуха ………………………………...……….….....11
1.3 Методические аспекты коррекционной работы по развитию неречевого слуха у слабослышащих детей дошкольного возраста………………………………18
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация исследования…...……………………………….…………….....24
2.2 Обоснование выбора диагностического инструментария для изучения особенностей развития слухового восприятия у слабослышащих дошкольников……...26
2.3 Результаты изучения особенностей развития слухового восприятия у слабослышащих дошкольников в процессе коррекционных занятий……………………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Агранович, З. Е. Система коррекционной работы по преодолению нару-шений звукослоговой структуры слов у детей //Проблемы патологии развития и распада речевой функции /З. Е. Агранович. Санкт-Петербург, 1999.

2. Адам, Д. Восприятие, сознание, память. Размышления биолога /под ред. Е. Н. Соколова. Москва: Мир, 1983. 152 с. 

3. Анатомия, физиология и патология органа слуха: учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Е. Д. Боярчук, А. А. Виноградов, В. И. Шейко. О. А. Виноградов. Луганск: Альмаматер, 2007. 89 с.

4. Андреева, Л. В. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведе-ний /Л. В. Андреева /под. ред. Н. М. Назаровой, Т. Г. Богдановой. Москва: Академия, 2005. 576 с.

5. Анисимов, В. В. Диагностика музыкальных способностей детей /В. В. Анисимов. Москва: Академия, 2004. 367 с.

6. Барабанов, Р. Е. Этиология нарушения слуха и речи у глухих и сла-бослышащих детей /Р. Е. Барабанов //Молодой ученый. 2011. № 5 (28). Т. 2. С. 174-176.

7. Башаева, Т. В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов /Т. В. Башаева. Москва: Детство Пресс, 1997. 213с.

8. Белова, Н. И. Специальная дошкольная сурдопедагогика: учебное посо-бие для студентов деф. пед. ин-тов /Н. И. Белова. Москва: Просвещение, 1985. 128с.

9. Бельтюков, В. И Восприятие речи при нормальном и нарушенном слухе /В. И. Бельтюков, Л. В. Нейман. Москва, 1958. 329 с.

10. Бельтюков, В. И.  Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи /В. И. Бельтюков. Москва: Педагогика, 2000. 176 с. 

11. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Т. Г. Богданова. Москва: Академия, 2002. 203 c.

12. Бурова, Н. И. Развитие слухового восприятия речи у обучающихся с нарушениями слуха: учебно-методическое пособие /автор-составитель Н. И. Бурова. Челябинск: Изд-во «Библиотека А. Миллера» , 2021. 79 с.

13. Вельницкий, А. Н. Методика исследования слуховой функции /А. Н. Вельницкий. Москва: ВОГ, 1982. 126 с.

14. Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и психологии: курс лекций по учебной дисциплине /В. П. Глухов. Москва, 2015.

15. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями 

Е. Л. Черкасова выделяет диапазон частот, который способен воспринимать человек слуховым анализатором. Он разделен на три группы: низкочастотные – до 500 Гц, среднечастотные – от 500 до 3000 Гц и высокочастотные – более 3000 Гц. Если ребенок не имеет патологии слуха, то лучше всего способен воспринимать тоны средних частот, в зоне 800-2000 Гц. Если имеются различные отклонения в слуховом восприятии, то лучше улавливаются крайние значения диапазона частот. Если нарушен звуковоспринимающий отдел, то предпочтение отдается низкочастотным тонам. При нарушении звукопроведения – легче воспринимаются высокочастотные звуки. Следовательно, слуховое восприятие представлено акустическими сигналами, которые стимулируют раздражение в периферическом отделе слухового анализатора, после чего, поступив в центральный отдел через цепь нейронов, окончательно обрабатывается вся полученная информация [