Организация гражданско-патриотического воспитания младших школьников посредством проектной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В последнее десятилетие в России патриотизм стал одной из самых актуальных и вместе с тем дискуссионных тем, широко обсуждаемых в различных сферах российской государственности. Воспитание гражданина и патриота своей страны стало сейчас одной из важнейших задач современной школы. Именно для этого государством перед школой сегодня была поставлена задача восполнить пробелы, которые имеются в воспитании подрастающего поколения, способствовать их нравственному оздоровлению, формированию активной жизненной позиции. Данный государственный заказ на воспитание личности, формирование ее гражданско-патриотического воспитания определен в основополагающих документах Российской Федерации и, прежде всего, в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью организации воспитательной работы с младшими школьниками в школе, учитывая «Стратегию развития воспитания до 2025 года»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника 7
1.2. Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся как одно из направлений воспитательной работы 17
1.3. Организация гражданско-патриотического воспитания во внеурочной деятельности посредством работы над проектами 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 42
2.1. Анализ организации гражданско-патриотического воспитания Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 34» 42
2.2. Разработка и частичная реализация программы курса Внеурочной деятельности «Неизвестный Каменск-Уральский» по гражданско-патриотическому воспитанию 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НЕИЗВЕСТНЫЙ КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА 64
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ОБУЧАЮЩИМСЯ В РАМКАХ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НЕИЗВЕСТНЫЙ КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ» 109
ПРИЛОЖЕНИЕ №3. КОНСТРУКТЫ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НЕИЗВЕСТНЫЙ КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ» 115
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации: принята 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008№ 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) [Текст]:-М.: Издательство «Айрис-пресс», 2015. – 64 с.
2. «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. – Новосибирск: Норматика, 2013. - 128с.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» [Текст]: утверждена Правительством Российской Федерации от 30.12.2015 № 1493.– М.: Просвещение, 2015. – 62 с.
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]:/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 29 с.
5. Об утверждении Стратегии патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2020 года [Текст]: Постановление Правительства Свердловской области от 11.06.2014 № 486-ПП. – Екатеринбург: ГАУ СО «Региональный центр патриотического воспитания», 2014. – 36 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 № 373. – Каменск-Уральский: ГБОУ СПО СО «Каменск-Уральский педагогический колледж», 2014. – 36 с.
7. СанПиН 2.4.2.2821-10 02: санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях [Текст]: с изменениями от 24 декабря 2015 года постановления Главного государственного санитарного врача РФ. – М.: Сфера, 2015. – 80 с.
8. Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» [Электронный ресурс]: Министерство образования и науки Российской Федерации.- 2017. - 15 с. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278827/ - (5.01.2018).
9. Буйлова, Л. Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей [Текст]: /Л.Н. Буйлова // Научный журнал «Молодой ученый». - М.: Издательство «Наука и школа», 2012. – №5.- С. 405- 412.
10. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]: учебно-методическое пособие /Н.Ю.Пахомова. - М.: Издательство «АРКТИ», 2005. — 112 с.
11. Ривкин, Е.Ю. Краеведческая деятельность как системообразующий компонент воспитательной системы школы [Текст]: учебно-методическое пособие /Е.Ю. Ривкин. - М.: Издательство «Методическая лаборатория», 2014. -107 с.
12. Суханова, Е.В. Краеведческие занятия как средство патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности [Текст]: учебно-методическое пособие /Е.В.Суханова. - М.: Издательство «Правда», 2016. – 76 с.
13. Шефер, О.Р. Воспитание патриотизма у школьников как педагогическая проблема [Текст]: учебно-методическое пособие /О.Р.Шефер. - М.: Издательство «Наука и школа», 2009. – 89с.
14. Внеурочная деятельность - 2013 [Электронный ресурс]: Сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования – Режим доступа: https://www.menobr.ru/vneurochnaya-deyatelnost#tit4 - (4.01.2018).
15. Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности [Электронный ресурс]: Социальная сеть для работников образования /Г.В. Куфаева, 2015. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/06/23/vospitatelnye-rezultaty-i-effekty - (12.19.2017).
16. Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста (из опыта работы классного руководителя) [Электронный ресурс]: Центр дистанционного образования «Эйдос» /М.В. Заостровных, 2014. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2012/0129-02.htm - (15.11.2017).
17. Доклад Патриотическое воспитание в начальной школе [Электронный ресурс]: Социальная сеть для работников образования /Т.Н. Медведева, 2013. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/01/31/doklad-patrioticheskoe-vospitanie-v-nachalnoy-shkole - (4.12.2017).
18. Использование краеведческого материала в начальной школе на уроках и во внеурочное время [Электронный ресурс]: Социальная сеть для работников образовани
Метапредметные результаты: обучающиеся демонстрируют личностные УУД: самоопределение как гражданина своей страны; действие смыслообразования как участника исторического процесса, а также осознают целостность окружающего мира, через расширение знаний об истории родного края. Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно обучающимся, и того, что еще неизвестно; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; демонстрируют овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира; имеют представление об элементарных связях и зависимостях в природе и обществе; умеют оформлять исследовательские и творческие работы. Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и услови

