Организационно- педагогическое сопровождение формирования социально-коммуникативных навыков у младших школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования находит подтверждение на нормативно-правовом уровне. В Федеральном государственном образовательном стандарте школьного образования говорится о том, что Социальное и коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, признанных в обществе, включая моральные и этические ценности. Развитие общения детей и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование независимости, направленности и самоконтроля за своим поведением; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоционального реагирования, эмпатии, подготовка к совместной деятельности с коллегами, формирование уважительного отношения к семье и чувства принадлежности, малая родина и отчизна, представления о социокультурных ценностях нашего народа, конечно, также важно продолжать развивать социальные и коммуникативные навыки младших школьников, особенно для детей с ограниченными возможностями, где общение и взаимодействие со сверстниками очень важно.
Возможность использо
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………..10
1.1. Понятие социально-коммуникативных навыков: содержание и структура ……………………………………………………………………10
1.2. Особенности сопровождения процесса формирования социально-коммуникативных навыков у младших школьников с ОВЗ……………..17
1.3. Потенциал внеурочной деятельности в процессе формирования социально-коммуникативных навыков у младших школьников с ОВЗ…24
Выводы по первой главе ……………………………………………………….31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………33
2.1. Констатирующий этап исследования по определению уровня социально-коммуникативных навыков у младших школьников с ОВЗ ………………..33
2.2. Система сопровождения формирования социально-коммуникативных навыков у младших школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности………42
2.3. Диагностирующий этап исследования по определению уровня сформированности социально-коммуникативных навыков у младших школьников с ОВЗ……………………………………………………………….55
Выводы по второй главе ………………………………………………………..65
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………………..68
3.1. Структура и общее содержание методических рекомендаций ………….68
3.2. Общая характеристика и методическая ценность разработанного продукта ………………………………………………………………………….70
Выводы по третьей главе ……………………………………………………..74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.
2. Бастрикова Е.М. Коммуникативная компетенция как лингводидактический феномен / Е.М. Быстрикова [Текст] // Русская и сопоставительнная филология: Лингвокультурологический аспект / Казан.гос. унт., филол. фак. – Казань: Казан. гос. ун‐т, 2004. – С. 43-48.
3. Белинская, Е.П. Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. Учебное пособие для вузов. – М.: Издательство: Аспект Пресс, 2001. – 301 с.
4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1997. – 298 с.
5. Битянова, М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / Сб. метод. материалов для администраторов, педагогов и школьных психологов. - М.: Педагогический поиск, 2005. – с. 66-69.
6. Божович, Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников. Психолого-педагогические аспекты языкового образования [Текст] / Е.Д. Божович. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 288 с.
7. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО. 1999. – 356 с.
8. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования: Методические рекомендации/ под общ. ред. А. Ю. Шеманова, 2012. – 214с.
9. Воробьева, О.Я. Коммуникативные технологии в школе [Текст] / О.Я. Воробьева. – М.: Учитель, 2012. – 144 c.
10. Выготский, Л. С. Основы дефектологии. / под ред. Власовой, Т. А. – М.: Педагогика, 2009. – 186 с.
11. Григорьев Д.В, Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2013. – 329 с.
12. Дереклеева, Н.И. Развитие коммуникативных и регулятивных УУД на уроке и во внеклассной работе [Текст] / Н.И.Дереклеева. – Москва, 2013. – 188 c.
13. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы/ О. Г. Приходько [и др.]. – М.: Издательство МГПУ, 2014. – 102с.
14. Дудковская, Е.Е. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в условиях реализации ФГОС [Текст] / Е.Е. Дудковская // Академический вестник Института
Способность слушать и участвовать в беседах, участвовать в общих обсуждениях тем, успешно интегрироваться в группы сверстников и выстраивать продуктивное общение и сотрудничество с коммуникаторами.
Поэтому внеклассная деятельность детей-инвалидов должна быть направлена на развитие личности, личностной культуры, навыков общения, формирование социальных навыков, социальную адаптацию.
Что касается политики внеклассных мероприятий, то наиболее важной для развития социальной сферы и коммуникации является социальная политика внеклассных мероприятий, которая позволяет учащимся с ограниченными возможностями развивать навыки общения со сверстниками в среде детей разного возраста, включая учащихся в процессе изменения окружающей среды, присвоения и использования различных социальные роли, знакомятся с ценностями гражданства, социальной солидарности, развития и общения.
Внекласс

