Совершенствование корпоративной культуры предприятия
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность дипломной работы. Проблематика корпоративной культу-ры занимает существенное место в исследованиях российского менеджмента. Под корпоративной культурой понимается устоявшаяся совокупность моделей и норм поведения, символов, ритуалов, традиций и ценностей, принятых в организации, обязательная для всех работников, разделяемая и исполняемая ими.
О значимости корпоративной культуры для успешного функционирова-ния бизнеса красноречиво свидетельствует ставшая крылатой фраза гуру аме-риканского менеджмента Питера Дракера: «Культура съедает стратегию на завтрак!». Эти слова были произнесены им на заседании по развитию компании «Форд мотор» (Ford Motor) и подразумевали, что в организации может быть любая формализованная стратегия, но если среди сотрудников не принято соответствующее поведение, достичь стратегических целей компании вряд ли удастся.
В условиях постоянного развития экономики организации необходимо постоянно заниматься налаживанием производственных процессов.
Корпоративная культура - это неотъемлемый инструмент повышения эф-фективности предприятия, который ориентирует сотрудников на раскрытие талантов, способствующую эффективному взаимодействию сотрудников друг с другом; пониманию долгосрочных и краткосрочных целей компании; и в конечном счёте повышению результативности бизнеса и увеличению прибыли компании. Здоровая, позитивная культура позволяет компаниям успешно ре-шать стоящие перед ними задачи. И, напротив, её отсутствие или имеющиеся в ней серьёзные недостатки могут привести к существенным потерям. Как показывает практика, быстрее всего развиваются и поднимаются на вершину организации с сильной корпоративной культурой.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИДПРИЯТИЯ 8
1.1. Понятие Корпоративная культура, история ее развития 8
1.2. Типология и модели корпоративной культуры 15
1.3. Структура и содержание корпоративной культуры 19
ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ АО «ГСК «ЮГОРИЯ» 27
2.1. Экономическая характеристика «АО «ГСК «Югория» 27
2.2 Анализ корпоративной культуры АО «ГСК «Югория» 36
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ АО «ГСК «ЮГОРИЯ» 42
3.1. Рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры АО «ГСК «Югория» 42
3.2 Расчет экономической эффективности совершенствования корпоративной культуры АО «ГСК «Югория» 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 «Югория» – О компании // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ugsk.ru/about/ (дата обращения: 31.03.2022).
2 «Югория» – Миссия и стратегия // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ugsk.ru/about/strategy/ (дата обращения: 31.03.2022).
3 Корпоративная культура // [Электронный ресурс] // Википедия: свобод-ная энцикл. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Корпоративная_культура (дата обращения: 25.12.2021).
4 Влияние корпоративной культуры на эффективность работы организации // [Электронный ресурс] / Мир знаний. – Электрон. дан. – М., 2019. – Режим доступа: http://mirznanii.com/info/vliyanie-korporativnoy-kultury-na-effektivnost-rabotyorganizatsii_166778/ (дата обращения: 31.05.2019).
5 Абрамова, С. Г., Костенчук И. А. О понятии «корпоративная культура». М.: Экзамен, 2011. – 290 с.
6 Арзина Н. В. Основные типы бизнес-культур и их отличительные особенности //Молодой ученый. — 2018. — №7. — С. 52-54.
7Архипова С.Е. Роль культуры компании в процессах организационных изменений // Управление корпоративной культурой. – 2019. – No1. – С.2–5.
8 Баландина Т. Корпоративная культура [Текст] / Т.Баландина // Лаборато-рия маркетинга и РR. – 2015. – № 3. – С. 77.
9 Бодрова М.И. Человеческий капитал и социальная ответственность – ис-точники для формирования высокоэффективной организационной культуры // Креативная экономика, 2019. Т.3 № 9 – С. 1635-1650.
10 Болмен Ли, Дил Т. Рефрейминг организации [Текст] / Ли Болмен, Т.Дил. / Пер. с англ. Ионова В. М.: Альпина Паблишер, 2020 – 626 с.
11 Галимова А. Ш., Мухамедшакирова Р. М. Особенности формирования и развития организационной культуры в компаниях //Новые информационные технологии в науке. – 2017. – С. 46-48.
12 Гуськова, Н. Д., Крачковская, И. Н., Ерастова, А. В., Родин, Д. В. Управление человеческими ресурсами: учебник для бакалавриата и ма-гистратуры. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 212 с.
13 Демин Д.В. Корпоративная культура. Десять самых распространенных заблуждений [Текст] / Д.В. Демин. – М.: Альпина Паблишер, 2020 – 154 с
14 Дубровицкая Л. Децентрализация во время турбулентности рынка: изменение корпоративной культуры и преодоление сопротивления сотрудников // Управление корпоративной культурой. – 2019. – No2. – С.62–65.
15 Иванова, Е. А. Корпоративное управление / Е. А. Иванова, Л. В. Шиш-кина. – М.: Феникс, 2011. – 256 с.
16 Исаева М.П. Роль организационной культуры в системе управления компанией // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5. 87 Режим доступа: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=19215 (дата обращения: 13.12.2021).
17 Катценбах Дж., Андерсон Гр., Томас Дж. Трансформация корпоратив-ной культуры. Важные детали, без которых ничего не работает [Текст] М.: Альпина Паблишер, 2020 – 200 с.
18 Кибанов, А. Я., Захаров, Д. К., Коновалова, В. Г. Этика деловых отношений: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 572 с.
19 Кибанова А.Я., Баткаева И.А., Ворожейкин И.Е. и др. Управление персоналом организации: Учебник / - М.: Инфра-М, 2018. - 64 c.
20 Козлов, В. В. Корпоративная культура. Учебник / В. В. Козлов. – М.: Альфа-Пресс, 2013. – 304 с.
21 Колестников, А. В. Корпоративная культура: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. В. Колесников. – М: Изда-тельство Юрайт, 2019. – 167 с.
22 Корпоративная культура: типы, элементы, функции // [Электронный ре-сурс] – Режим доступа: http://kirulanov.com/korporativnaya-kultura-v-sovremennom-biznese/ (дата обращения: 27.12.2021).
23 Кравченко Е.Ю. Организационная культура: учебное пособие. – Белгород : Издательсто Белгородский университет кооперации, экономики и права (Белгород), 2018. – 173 с.
24 Кудря Я.В. Оценка информационного обеспечения управления организаци-онными процессами корпорации (часть 1) // Менеджмент сегодня. – 2017. – No1. – С.8–18.
25 Кудря Я.В. Культура корпораций: значение и практика оценки (часть 2) // Управление корпоративной культурой. – 2018. – No2. – С.104–122.
26 Лапшова, О. А. Управление человеческими ресурсами: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 406 с.
27 Ларионов И. К., Ларионова И. И. Корпоративный механизм хозяйствования. Синергия взаимодействия денежно-ценовых и организационно-управленческих составляющих [Текст] М.:Дашков и Ко. 2020 – 306 с.
28. АННА ТРУТТ, учредитель HRMind и центра подбора персонала GetStaff
«Как выстроить культуру в компании, чтобы мотивировать сотрудников разных возрастов. Опыт HR ов, которым это удалось», Директор по персоналу № 7 июль 2019 г.
29 Морозова Л.Б. Проектирование корпоративной культуры // Управление корпоративной культурой. – 2017. – No2. – С.112–119.
30 Москова Е.О. Методы мотивации в компаниях с разными видами организа-ционной культуры // Управление корпоративной культурой. – 2018. – No2. – С.138–143
31 Мубаракшина О. А., Марченко Н. В. Влияние организационной культуры на эффективность деятельности организации // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2017. №1. – С. 108-118.
32 Назарова Е.Э. Корпоративная культура: понятие и сущность//Научно-методическая журнал, 2016. - №3. – С.47-53.
33 Александр Бадмаев генеральный директор компании HR creative technology (г. Санкт-Петербург) «Проводим аудит корпоративных ценностей – они не ра-ботают. Что подправить и как пропитать ценностями все HR-процессы» Директор по персоналу №9 сентябрь 2016 г.
34 Евгения Чернышева HR-директор ГК «Центр Практики ERP», Симптомы, что в вашей компании нездоровая корпоративная культура. Проверьте, не пора ли бить тревогу, Директор по персоналу № 4 Апрель 2020 г.
35 Элина Полухина директор по HR-проектам и внутренним коммуникациям рекламной группы компаний RCG, «Обозначили бизнес-цели компании. Как их достигать? Составляем план и корректируем корпоративную культуру», Директор по персоналу №8 Август 2016 г.
36 Наталья Шонина, руководитель компании «Коннектикум», «Новые правила плохо приживаются в компании. 6 ошибок при построении корпоративной культуры», Директор по персоналу № 2 февраль 2019 г.
37 Наталья Шонина генеральный директор компании «Коннектикум», «Какие новички приживутся в вашей корпоративной культуре. Кейсы, тесты, вопросы для оценки кандидатов» Директор по персоналу № 10 октябрь 2018 г.
38 «Корпоративная культура: как формализовать и укреплять, сделать основой для HR-направлений», Директор по персоналу № 4 Апрель 2018 г.
39 Маслова, В. М. Управление персоналом: учебник и практикум для академи-ческого бакалавриата. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Изда-тельство Юрайт, 2019. – 431 с.
40 Петрова, Е.В. Организационная культура: взгляд изнутри (по результатам социологического опроса) / Е.В. Петрова, Ю.А. Тюрина // материалы конфе-ренции: научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. – 2018. – Том 2. – С. 349-352.
41 Потемкин, В.К. Управление персоналом / В.К. Потемкин. - СПб.: Питер, 2019. - 32 c.
42 Полищук Е. В. Влияние корпоративной культуры на повыше-ние эффек-тивности деятельности предприятия // Молодой ученый. – 2012. – №3. – С. 183-185. – URL: https://moluch.ru/archive/38/4403/ (дата обра-щения: 05.06.2019).
43 Ружанская, Л. С. Общий менеджмент: Учебное пособие / Л. С. Ружанская, И. В. Котляревской. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 116 с.
44 Совершенствование корпоративной культуры [Электронный ресурс]: личностный рост и развитие человека. – Электрон. дан. – [Б.м.].,2010-2013. – URL: http://psychomedia.org/articles/365 (дата обраще-ния: 04.06.2019).
45 Тульчинский, Г. Л. Бренд-менеджмент. Брендинг и работа с персоналом: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Г. Л. Тульчинский, В. И. Терентьева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 255 с.
46 Чекалдин А. М. Анализ элементов объективной организационной культуры предприятия //Современный ученый. – 2017. – №. 5. – С. 202-205.
47 Хосеус М. Корпоративная культура Toyota. Уроки для других компаний / Пер. с англ. М.Самсонова. М.: Альпина Паблишер. 2020 – 354 с.
48 Шейн Э. X. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. – СПб: Питер, 2012. – 336 с.
49 В.В. Кондратьев, Ю.А. Лунев HR-инжиниринг Как построить современную модель организации персонала – М. : Эксмо, 2007. – 512 с.
50 Шапиро С.А. Проблемы управления организационным поведением в компании // Управление корпоративной культурой. – 2018. – No1. – С.54–63.
Подводя итог теоретической части работы, можно сделать вывод, что кадровая деятельность разнообразна и специалисты по персоналу выполняют большой набор функций в рамках управления человеческими ресурсами. Чтобы быть эффективными и повышать эффективность своей деятельности, менеджеры по персоналу используют различные HR-технологии, выбор которых зависит от поставленной задачи, условий применения и используемых ресурсов.
Большое влияние на формирование и развитие корпоративной культуры оказывает деятельность менеджеров по персоналу, а также руководителей ор-ганизаций. Корпоративная культура представляет собой неформально сложную структуру, включающую в себя систему внешних (материальных) проявлений и внутренних (ценностей, убеждений, нормы поведения). Разные исследователи по-разному классифицировали элементы корпоративной культуры, а также формировали ее типологии. В зависимости от основных или основных отличительных особенностей можно рассмотреть множество существующих типы, модели корпоративной культуры, изучить их влияние на деятельность организаций.