Практика создания стартапов в России (опыт компаний 2018-2021 гг. )
Введение
Все больший интерес проявляется в мировом сообществе к теории и практике инновационного предпринимательства. Сегодня именно подобный бизнес становится главной силой развития экономики, что позволяет улучшать качество жизни общества.
Есть целый ряд значимых инновационных подходов, одним из которых стали стартап компании, которые запускаются с целью создания и представления новых продуктов рынка, таких, например, как интернет -технологии, биотехнологии, промышленно-технические услуги и прочие инновации.
Сам по себе стартап относится к довольно рискованным формам бизнеса. Он во многом зависит от внешних и внутренних факторов, к которым относят такие стартап экосистемы, включающие в себя институты поддержки и консультирования.
В целом можно сказать, что стартап, как таковой, сейчас является одним из основных факторов успеха малого инновационного. Если ориентироваться на российские реалии, то пока целью таких компаний является возможность понять значимость и необходимость осуществления подобной деятельности.
В мировой практике механизмы функционирования стартапов исследовали: Э. Рис, Б. Гросс, Э.Кесслер, П. Тиль, Б.Мастерс, С.Бланк, Б.Дорф, П.Ф. Друкер, Р. Кантильон,Ф. фон Хайек, Й.А. Шумпетер, Ж.-Б.Сэй, Ф.Уокер и другие.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы формирования и развития стартап компаний...……….5
1.1. Сущность стартап компаний, отличительные черты, стадии развития……...5
1.2. Внешние и внутренние факторы успешности стартапа..……………………10
2. Практика создания стартапов в России……………………………………...….17
2.1. Особенности создания и функционирования стартапов в России………….17
2.2 Проблемы и перспективы развития стартапов в России…………………..…26
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников и литературы……………………………...35
Список использованных источников и литературы
1 Источники
1.1. Опубликованные
1. Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ».
2. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» в ред. ФЗ от 21.07.2011 № 254-ФЗ.
3. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
2. Литература
4. Аникеева, Е. Стартапы в России, их финансирование [Текст] / Е. Аникеева // Бизнес-журнал. № 2 – 2020 – с. 12-18.
5. Батрашева Т.О., Галицкая М.А., Агаев А.Р. Источники финансирования инновационных стартапов [Текст] // Социально-экономические, гуманитарные науки и юриспруденция: вопросы теории и практики: сборник трудов конференции. - Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2018. - С. 19-26.
6. Береза А.И., Володин Р.С. тенденции развития интернет-стартапов в России [Текст] // Журнал У. Экономика. Управление. Финансы. - 2019. - № 2. - С. 5-15.
7. Бланк С., Дроф Б. Стартап. Настольная книга основателя [Текст]. - М.: Альпина Паблишер, 2020. - 616 с.
8. Рогова, Е.М., Ткаченко Е.А. Финансовый менеджмент: учебник [Текст]. – М.: Юрайт, 2018. – 540 с.
9. Романова А.О., Коршунов В.О. стартапы как инструмент развития инновационной экономики России [Текст] // Аллея науки. – 2018. – том 6. – № 10 (26). – С. 7-10.
10. Семенов В.Н. Особенности развития стартапов в России [Текст] // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире: сборник трудов конференции. – Уфа: Аэстерна, 20 – С. 172-173.
11. Скворцова Н.А., Карташова И.А. Маркетинг стартапов: ключевые моменты [Текст] // Экономическая среда. – 2021. – № 3 (17). – С. 50-54.
12. 17. Сягаева А.В., Юрасова О.И. Применение стартапов в современном бизнесе [Текст] // Научный альманах. – 2020. - № 10-1 (12). – С. 412-415.
3. Ресурсы Интернет
13. Вертай, С. П. Формирование инновационной экосреды для продвижения наукоемких стартапов. [Электронный ресурс] : https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-innovatsionnoy-ekosredy- lyaprodvizheniya-naukoemkih-startapov (дата обращения: 01.04.2022).
14. Вызовы пандемии для технологических стартапов в регионах России - [Электронный ресурс] https://foresight-journal.hse.ru/data/2021/12/12/1449924738/6-Земцов-Чепуренко-61-77.pdf (дата обращения 11.04.2022)
15. Инновационные стартапы в России: особенности, проблемы и возможности - [Электронный ресурс] https://elibrary.ru/item.asp?id=46323157 (дата обращения 11.04.2022)
16. Исследование российского рынка стартапов 2021 - [Электронный ресурс] https://ict.moscow/research/issledovanie-rossiiskogo-rynka-startapov-2021/ (дата обращения 11.04.2022)
17. Образцова О., Полякова Т., Поповская Е. Выбор источника инвестиций ранним предпринимателем в переходной экономике: возможности прогнозирования [Электронный ресурс] : https://cyberleninka.ru/article/n/vybor-istochnika-investitsiy-rannimpredprinimatelem-v-perehodnoy-ekonomike-vozmozhnosti-prognozirovaniya (дата обращения: 22.03.2022).
18. Проблемы реализации стартапов в РФ - [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-realizatsii-startapov-v-rf (дата обращения 11.04.2022)
19. Прошина, Л. Н. Проблемы развития ИТ-стартапов в России [Электронный ресурс] / Л. Н. Прошина // Научные записки молодых исследователей. – 2021. - [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/problemyrazvitiya-it-startapov-v-rossii (дата обращения: 25.03.2022).
20. Русские идут. 10 успешных мировых стартапов с российскими корнями - [Электронный ресурс] https://secretmag.ru/technologies/russkie-idut-10-uspeshnykh-mirovykh-startapov-s-rossiiskimi-kornyami.htm (дата обращения 11.04.2022)
21. Стартапы в России: актуальные вопросы развития - [Электронный ресурс] https://elibrary.ru/item.asp?id=39245602 (дата обращения 11.04.2022)
22. Токарев, Б. Е. Концепция многоуровневого маркетинга инновационного стартапа [Электронный ресурс] : https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiyamnogourovnevogo-marketinga-innovatsionnogo-startapa (дата обращения: 28.02.2022).
23. Что происходит с рынком стартапов в РФ: итоги 2021 и перспективы 2022 года - [Электронный ресурс] https://admitad.pro/ru/blog/Chto-proiskhodit-s-rynkom-startapov-v-RF (дата обращения 11.04.2022)
Часто успешные региональные стартапы мигрируют в главные центры высоких технологий с соответствующей инфраструктурой, доступом к финансированию и поддержке со стороны институтов развития. Подобное положение вещей ослабляет и без того низкий потенциал региональных разработок. Дальнейшая судьба таких проектов часто приводит к их появлению за рубежом, чаще всего из-за введенных санкций. Так, глобальный разработчик игр Playrix основан в Вологодской области, но работает в Дублине. Описанные тенденции подтверждаются данными опроса 630 технологических предпринимателей России: 41% из них живут в Москве, 72% принадлежащих им стартапов ориентированы на предоставление услуг бизнесу. К барьерам и вызовам, которые препятствуют развитию новых стартапов в 2020 г. относят последнее время падение доходов населения, ослабление рубля и закрытие границ, что привело к уменьшению доступных рынков. Таким образом, можно сказать, что сосредоточение высокотехнологичных игроков в регионе не только свидетельствует о наличии в нем благоприятных условий для развития умной экономики, но и может отчасти смягчать негативные эффекты пандемии.