Способы экологического воспитания старшеклассников на уроке английского языка
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы обусловлена социальным заказом общества, выражающимся в потребности сформировать экологически грамотную личность, способную успешно функционировать в условиях экологического кризиса. Экологическое воспитание призвано сформировать в учащихся активную позицию в роли защитника природы, что достигается не только приобретением знаний, формированием навыков и умений учащихся, но и развитием мировоззрения, отражающего экологические ценности. Дисциплина “Иностранный язык” обладает огромным потенциалом воспитательных возможностей, так как обучение иностранному языку нацелено на постижение учащимися человеческой культуры и формирование нравственной гармонично развитой личности.Объектом исследования является процесс экологического воспитания средствами иностранного языка в старшей школе.Предмет исследования: способы экологического воспитания старшеклассников на уроке английского языка.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………..………...3
Глава 1. Теоретические аспекты реализации экологического воспитания старшеклассников средствами иностранного языка
Психологические особенности учащихся старшей школы………………..5
Сущность, цели и задачи экологического воспитания учащихся в процессе обучения английскому языку……….……….…………..……….9
Реализация воспитательной цели по теме “Экология” на уроке иностранного языка…………………………………………………………12
Выводы по главе 1………………………………………………………………….16
Глава 2. Практика формирования экологической культуры учащихся старшей школы средствами иностранного языка
2.1. Анализ учебно-методического комплекса «Spotlight 10» (О.В Афанасьева, Д. Дули, И. В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс) на предмет реализации экологического воспитания…………………………………………………………………………..18
2.2. Комплекс заданий, обеспечивающий реализацию экологического воспитания на уроках английского языка в 10 классе…………………………..22
2.3. Методические рекомендации реализации экологического воспитания на уроке иностранного языка в старшей школе…………………………………….26
Выводы по главе 2……..…………………………………………………….…….31
Заключение……………………………………………………….……..…………33
Список литературы…………………………………………...…………………..35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Азимов, Э.Г. , Щукин, А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://learnteachweb.ru/articles/azimov.pdf (дата обращения 14.11.22)
Андреева, Н.Д., Соломин, В.П., Васильева, Т.В. Теория и методика обучения экологии // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: HYPERLINK "https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fsgpi.ru%2Fuser%2F-178%2Fumk%2F%25D0%2590%25D0%25BD%25D0%25B4%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B5%25D0%25B2%25D0%25B0%2520%25D0%25A2%25D0%25B8%25D0%259C%25D0%259E%2520%25D0%25AD%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25B8%25D0%25B8.pdf&cc_key=" \t "_blank" https://sgpi.ru/user/-178/umk/Андреева ТиМО Экологии.pdf (дата обращения 16.11.22)
Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте – М.: Просвещение, 1968. – 278 с.
Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды – М.: Педагогика, 2001. – 352 с.
Выготский, Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4. Детская психология – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://learnteachweb.ru/articles/galskova.pdf (дата обращения 06.11.22)
Зеня, Л.Я. Воспитание экологической культуры школьников средствами иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 1990. – №4. – 30 с.
Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 384 с.
Кон, И.С. Психология старшеклассника – М.: Просвещение, 1980 – 192 с.
Крайг, Г., Бокум, Д. Психология развития. – СПб.: Питер, 2005 – 940 с.
Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975 – 304 с.
Лихачев, Д.С. Прошлое – будущему – М.: Наука, 1985 – 575 с.
Мухина, В.С. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 496 с.
Возраст старшеклассников находится в пределах 15-18 лет. Д. Б. Эльконин относит этот период к старшему подростковому возрасту. Период юности представляет собой важный и ответственный этап формирования личности и ее скорого перехода во взрослую жизнь. Он характеризуется завершением физического созревания индивида, установлением баланса между физическим развитием и психическим. Старший школьник готов к большим физическим и умственным нагрузкам.Можно выделить следующие особенности внимания в этом возрасте: высокая скорость переключаемости, избирательность, распределяемость и устойчивость. Все это дает возможность старшекласснику поддерживать достаточно высокую работоспособность. Память же на этом этапе можно охарактеризовать как более опосредованную и смысловую, то есть все больше в механизме запоминания задействуется логика.К этому времени молодые люди формируют абстрактно-логическое, теоретическое мышление, приобретают психологическую самостоятельность. В этой стадии они готовы к социально значимому новообразованию – чувству взрослости. Подросток начинает требовать нового отношения к себе со стороны окружающих, как к взрослому человеку, то есть имеющему право на самостоятельность и уважение [21, 280]. Сравнивая и отождествляя себя с людьми более зрелого возраста, он стремиться преодолеть социальную и психологическую разницу между ним и старшими и оправдать свои притязания на статус взрослого [9, 192].

