Формирование графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования
Введение
В последнее время количество детей имеющих различные трудности в обучении, значительно возросло и по данным отечественных исследователей достигает 35-45 % ( Т.В Ахутина, Т.В Волосовец, Н. М Назарова, Т.А Соловьева и др.).
Высокая распространенность трудностей обучения среди младших школьников с задержкой психического развития обусловлена целым рядом биологических и социальных причин, одной из которых является ослабление физического и психологического здоровья детей.В последние годы в России развиваются процессы инклюзии. Инклюзивное образование признается как одно из основных условий реализации прав особенных детей на образование. Практически в каждой образовательной организации созданы условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, разрабатываются адаптированные образовательные программы, в которых приоритетными направлениями педагогического воздействия являются коррекционно- развивающие и образовательные мероприятия.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………..3
Глава I. Научно-теоретические подходы к проблеме формирования графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования
1.1.Определение графомоторных навыков в научной литературе. …………9
1.2.Формирование графомоторных навыков у детей при нормальном развитии……………………………………………………………………….….13
1.3. Особенности формирования графомоторных навыков у младших школьников с задержкой психического развития…………………………………………………………………………..18
1.4. Внеурочная деятельность младших школьников с ЗПР как одно из условий развития графомоторных навыков в инклюзивной среде…………23
Глава II. Изучение сформированности графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития в условиях инклюзии.
2.1. Содержание и методы констатирующего эксперимента………………...29
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента………………...….40
Глава III. Формирование графомоторных навыков у младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.
3.1. Обзор методик по формированию графомоторных навыков.………...50
3.2 Формирование графомоторных навыков во внеурочной деятельности…………………………………………………………………….53
3.3. Результаты экспериментального обучения……………………………….53
Заключение……………………………………………………………................53
Список литературы………………………………………………………………54
Приложение……………………………………………………………………....55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агаркова Н.Г., Формирование графомоторных навыков письма у младших школьников / Н.Г Агаркова. –М . : Просвещение, 1987
Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Здоровье и развитие современных школьников. М.: Просвещение, 2006. 126с.
Аксенова А.К., Методы обучения русскому языку в коррекционной школе /А.К Аксенова .- М. : Владос , 2002
Ахутина Т.В., Диагностика зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет / Т.В Ахутина, Н.М Пылаева// школьный психолог .- 2001.-№15. –с. 20-25.
Ахутина Т.В., Иншакова О.Б ., Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников .- М.: Секачев , 2008 .-128 с
Ахутина Т.В., Меликян З., Копирование перспективного рисунка // « Школьный психолог». 2002.- №16
Бадалян Л.О.,Невропатология. М.:Просвещение,2010. -96с.
Бачина О.В., Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет : практическое пособие для педагогов и родителей. / О.В Бачина , Н.Ф Коробова . – М.: АРКТИ, 2006.
Безбородова М.А., Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности / М.А безбородова . – М.: Флинта : Наука, 2012.
Ботвинников А.Д / Ломов Б.Ф . Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников – М.: Просвещение , 2009 .- 412 .
Борякова Н.Ю,, Ступеньки развития. Ранняя диагностика коррекция и коррекция задержки психического развития . – М.1999.- 168 с.
Безруких, М. М. , Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму.Тула: Арктоус, 2012. 88 с.
Безруких М.М. Обучение письму: учебное пособие. М.: Рама Паблишинг, 2009. 608 с.
Безруких М. М. , Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно. М. : Семья и школа, 1995. 205 с
Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе воспитания в процессе воспитания и усвоения устной речи. М.: Педагогика, 1977. 176с.
Учащийся в первом классе прикладывает очень много силы для написания букв, часто прослеживается надавливание на корпус руки указательным пальцем.Первоклассник крепко держит ручку и сильно нажимает, чтобы написать пальцем. При этом напрягаются мышцы лица и всего тела. Движения рук при письме также поначалу ограничены. [40]Изначально при формировании графомоторного навыка движения очень фрагментарные, действие рассчитано на написание всей или одной части буквы. Учащийся может прерваться при написании буквы, это связано с тем, что отсутствует ритм письма. Фрагментация возникает в результате чрезмерного усилия учащегося при письме, трудности выполнения движений, несогласованности всех частей руки, необходимых при письме.Стоит отметить, что Н. Г. Агаркова полагает, что такие проблемы кроются в формировании графомоторного навыка, например, изменение наклона, разная ширина букв, неравномерность межбуквенного интервала, несоответствие пропорций и др. Редко одна и та же буква может быть воспроизведена по-разному в одном и том же слове или предложении.Зрительно-моторная координация — важный шаг в развитии графических навыков.

