Технология использования комиксов как средства развития умений в продуктивных видах речевой деятельности на уроках немецкого языка в основной школе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На сегодняшний день, стремительными темпами развивается система образования, следовательно, все большие требования предъявляются обучающимся всех классов, в частности к ученикам основной школы. Так, ученик основной школы должен уметь начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей; использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения и т.п. А также заполнять анкеты и формуляры; писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка и т.п.
Однако, как показывает практика, большинство обучающихся испытывают трудности в выполнении тех или иных заданий.
На сегодняшний день существует множество способов и методов преподавания и изучения иностранных языков, которые соответствуют возрастным категориям, разным уровням владения иностранным языком учащимися и успели зарекомендовать себя в качестве эффективных. Наряду с традиционными методами, существуют дидактические средства обучения, которые позволяют разнообразить образовательный процесс и сделать материал более доступным для восприятия обучающихся. Множество исследователей приходят к выводу, что для повышения уровня усвоения обучающего материала учениками, в частности на уроках иностранного языка, необходимо поддержание баланса между традиционными и инновационными методами обучения. Так, к примеру, продуктивные виды речевой деятельности можно формировать на основе комиксов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………...……………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ КОМИКСОВ ………………...…6
1.1. Характеристика говорения и письменной речи как продуктивных видов речевой деятельности ………………………………………...…………………..6
1.2. Умения в продуктивных видах речевой деятельности и трудности их развития у учеников основной школы ………………………………………...10
1.3. Комикс как средство развития умений в продуктивных видах речевой деятельности в обучении говорению и письменной речи в основной школе………………………………………………………………………….….16
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ………………………………………………23
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМИКСОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА ……………………………………………...26
2.1. Анализ УМК «Горизонты» / «Horizonte» (М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман) для 7-го класса………………………….……………………………...26
2.2. Критерии отбора комиксов для развития умений в продуктивных видах речевой деятельности……………………………………………………………29
2.3. Комплекс упражнений, направленный на развитие умений в продуктивных видах речевой деятельности на немецком языке с использованием аутентичных комиксов …………………………………........31
2.4. Организация работы с комиксом с целью развития умений в продуктивных видах речевой деятельности в основной школе ………………………………………………..………………………………...…47
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………...…………..…………51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………...………….53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………55
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………….…………………59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Книги
1. Алхазишвили, А.А. Основы овладения устной иностранной речью.[Текст] / А.А. Алхазишвили - М.: Просвещение, 2019 - 334с
2. Богатикова, Л.И. Об управлении диалогическим общением. / Л.И. Богатикова [Текст] // ИЯШ – 2018 - №6.
3. Бим, И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам /[Текст] И.Л. Бим – 2018. - №4. - С.37,90.
4. Бухбиндер, В.А. Устная речь как процесс и как предмет обучения //[Текст] Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках /Под ред. В. А. Бухбиндера. Киев: КГУ, 2018.- 568с.
5. Вайсбурд, М.Л. Типология учебно-речевых ситуаций // [Текст] Психолого-педагогические проблемы интенсивного обучения иностранным языкам. / М.Л. Вайсбурд - М.: МГУ, 2019.- 138с.
6. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. / [Текст] Н.Д. Гальскова -М.: Изд-во АРКТИ, 2019. – 327 с.
7. Елухина, Н.В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции//[Текст] Иностранные языки в школе. / Н.В. Елухина – 2018. - № 3. – С. 98.
8. Зверлова, О.Ю. Немецкий язык. Учебник нем. яз. «Ключевое слово - немецкий язык компакт» для общеобразоват. учреждений [Текст] / О.Ю.
9. Кравченко, А.П. Немецкий язык для бакалавров: Учебное пособие [Текст] / А.П. Кравченко. – Рн/Д: Феникс, 2019. - 413 c.
10. Кристенсен, П. Немецкий язык для чайников [Текст] / П. Кристенсен- М.: Вильямс, Диалектика, 2019. - 288 c.
11. Левитан, К.М. Немецкий язык для студентов-юристов: Учебное пособие для бакалавров [Текст] / К.М. Левитан. - М.: Юрайт, 2018. - 288 c.
12. Лытаева, М.А. Немецкий язык для делового общения: Учебник для бакалавров[Текст] / М.А. Лытаева - М.: Юрайт, 2019. - 525 c.
13. Матвеев, С.А. Немецкий язык. Все необходимые разговорные темы [Текст] / С.А. Матвеев. - М.: Астрель, ВКТ, 2018. - 128 c.
14. Матюшенко, В.В. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2019. Немецкий язык: Учебное пособие [Текст] / В.В. Матюшенко. - М.: Интеллект-Центр, 2019. - 64 c.
15. Скалкин, В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи. [Текст] / В.Л. Скалкин - М.: Русский язык, 2019. - 248 с.
16. Садомова, Л. В. Немецкий язык как второй иностранный. 5-9 классы: рабочая программа[Текст] / Л. В. Садомова, Н. А. Спичко, Л. И. Рыжова. - М.: Дрофа, 2017. - 103 с.
17. Тюков, А. А. Психологические аспекты учебного сотрудничества на уроках иностранного языка в школе [Текст] / Психологические основы обучения неродному языку. - М.: Модэк, 2014. - 448 с.
18. Теория и методика обучения второму иностранному языку (немецкий язык): программа дисциплины и учебно-методические рекомендации [Текст] / сост. М.К. Денисов; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. - Рязань, 2019. - 16 с.
19. Фрелих, И. О систематическом развитии диалогической речи при обучении иностранному языку [Текст] // Методика обучения иностранным языкам в системе непрерывного образования. Сборник научных трудов. – Мн.: 2018. – С. 30 - 33.
20. Федеральный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897)[Текст] // Консультант плюс.
21. «Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Горизонты». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций», авторы: М. М. Аверин, Е. Ю. Гуцалюк, Е. Р. Харченко. - 2-е изд. - Москва: Просвещение, 2019 г. – С.110
Электронные ресурсы
22. Арефьев, А. Л. Социология языка. Национальные и иностранные языки в системе образования: монография / А. Л. Арефьев; под редакцией Г. В. Осипова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 302 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-10802-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493509 (дата обращения: 25.02.2022).
23. Архипова, Е. В. Основы методики развития речи учащихся: учебник и практикум для вузов / Е. В. Архипова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 177 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12782-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493223 (дата обращения: 25.02.2022).
24. Божович, Е. Д. Диагностика языковой компетенции школьников : учебное пособие для вузов / Е. Д. Божович. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 188 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14727-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497155 (дата обращения: 25.02.2022).
25. Божович, Е. Д. Диагностика языковой компетенции старших дошкольников и первоклассников : учебное пособие для вузов / Е. Д. Божович. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 106 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11577-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495885 (дата обращения: 25.02.2022).
26. Беляева, Л. А. Интерактивные средства обучения иностранному языку. Интерактивная доска : учебное пособие для вузов / Л. А. Беляева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 157 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10853-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494601 (дата обращения: 25.02.2022).
27. Мильруд, Р. П. Теория обучения иностранным языкам. Английский язык : учебник для вузов / Р. П. Мильруд. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 406 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11977-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496097 (дата обращения: 25.02.2022).
28. Протасова, Е. Ю. Методика раннего обучения иностранному языку : учебное пособие для вузов / Е. Ю. Протасова, Н. М. Родина ; под редакцией Е. Ю. Протасовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 255 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11276-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495539 (дата обращения: 25.02.2022).
29. Смирнова, Т. Н. Немецкий язык. Deutsch mit Lust und Liebe. Продвинутый уровень : учебник и практикум для вузов / Т. Н. Смирнова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 276 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02468-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490596 (дата обращения: 25.02.2022).
Для того, чтобы развить умения в продуктивных видах речевой деятельности на уроках немецкого языка посредством использования аутентичного комикса, необходимо разработать комплекс упражнений, на основе рассмотренного УМК и с применением аутентичных комиксов, направленных на развитие продуктивных видов речевой деятельности. Работа с комиксом должна быть организована согласно методическим принципам работы с текстом – предтекстовый, текстовый, послетекстовый и творческий этап.
Как было выявлено при анализе УМК, учебник состоит из модулей, соответствующих определённой тематике, однако, использование комиксов применяется в хаотичном порядке (в одном модуле, комикс применяется для упражнений, направленных на развитие устной речи, в другом модуле, комплекс применяется при выполнении упражнений, направленных на развитие письменной речи и т. д.). В рамках нашего исследования рекомендуется использовать комикс на всех этапах развития продуктивных видов речевой деятельности (при развитии умений говорения и письменной речи). В качестве основы для комплекса упражнений был выбран раздел «Meine Pläne», посвящённый выбору будущей профессии. Что касаемо грамматики, то данный модуль посвящён изучению прошедшего времени (Modalverben im Präteritum).