Особенности профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте в аспекте социальной работы
Введение
Актуальность исследования. Проблема профессионального самоопределения личности получила научное изучение только в XX веке. До того времени не было свободного выбора профессии и профессиональный выбор чаще всего определялся социальным происхождением и классовой принадлежностью человека, а также патриархальным устройством общества. По мере развития общества и производственных отношений проблема профессионального самоопределение все больше усложнялась, возникали новые обстоятельства его осуществления, а потому перед каждым новым поколением появляются ее новые аспекты. Индустриальная революция привела к возникновению рынка труда и новых профессий. Перед большими массами людей встали проблемы поиска работы и профессиональной подготовки к ней. Изменение исторической ситуации коренным образом расширило мир профессий.Научная разработанность проблемы.
Введение………………………………………………………………………….
Глава 1.Теоретические основы исследования особенностей профессионального самоопределения в период юношеского возраста…………………………………………………………………………..6
1.1.Проблематика профессионального самоопределения в социологической науке…………………………………………………………………………….6
1.2.Социально-психологические аспекты самоопределения личности………………………………………………………………………..9
1.3.Особенности профессионального самоопределения личности в период юношеского возраста……………………………………………………………………….14
Глава 2.Исследование особенностей профессионального самоопределения в период юношеского возраста…………………………21
2.1.Методическое обеспечение изучения проблемы профессионального самоопределения в юношеском возрасте…………………………………...21
2.2.Результаты эмпирического исследования………………………………26
Заключение…………………………………………………………………….29
Библиографический список………………………………………………...32
Приложение…………………………………………………………………....35
список
Основные источники
Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. Москва: Мысль, 2016. 229 с.
Азбель А. А. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников: дисс. Канд. псих. наук: 19.00.07. СПБ., 2017. 219 с.
Аксенова Н. М. Личностные характеристики эго-идентичности как фактор профессионального самоопределения студентов в вузе: дисс. Канд. псих. наук. Кемерово, 2016. 137 с.
Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 380 с.
Андреева Н. С. Социально-психологические особенности профессионального самоопределения выпускников вузов психологических специальностей в современных условиях: дисс. канд. псих. наук. М., 2019. 196 с.
Арцишевский Р. А. Роль самосознания в становлении социального субъекта. Социальные студии. Луцк: ИСН, 2019. №1. С. 2-9.
Асмолов А.Г. Психология личности. Москва: МГУ, 1990. 367 с.
Бихмухаметова Н.З. Социально-психологические аспекты использования метафоры в психодиагностике и психокоррекции личности и группы. Автореф. дис. Канд. Психол. наук. Ярославль, 2018. 21 с.
Боднар А. Я. Особенности профессионального самоопределения личности на этапе обучения в ВУЗЕ. Научные записки. 2015. №59. С. 49-55.
Валитова Е. Ю. Проблемы профессионального самоопределения студентов в техническом университете. Вестник ТГПУ.2014, №4. С. 157–162.
Витковская А. И. Психологические условия профессионального самоопределения выпускников средних школ в процессе профконсультации : дис. .канд. психол. наук : 19.00.07. К., 2015. - 221 с.
Жуковская Т. В. Стимулирование профессионального самоопределения студентов в вузе: дис. Канд. пед. наук : 13.00.08. Москва, 2018. 170 с.
Зенина Н. В. Профессиональное самоопределение: сущность и компоненты. Вестник МФЮА. 2015. №4. С. 210-213.
Коноплянский Д. А. Формирование профессионального самоопределения старших школьников в условиях личностно29 ориентированного образования : дис.канд.пед. наук : 13.00.01. Кемерово, 2018.
Процесс приобретения специфических навыков и знаний, сопряженных с профессионально-трудовой деятельностью, их применение, принадлежность к определенной профессиональной группе являются одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на формирование и становление личности. Кроме того, выбор профессиональной стратегии во многом обуславливает положение индивидов в обществе, их принадлежность к той или иной социальной страте и, следовательно, затрагивает фактически все поле жизнедеятельности человека.Процесс профессионального самоопределения тесно сопряжен с проблематикой процесса усвоения социальных ролей (социального самоопределения) и его детерминанты Самоопределение в самом общем смысле личностного самоопределения. процесс построения идентично реализация стремления к «стабилизации своего существования» [27]. Личностное самоопределение, задавая систему «значимых ориентаций» в отношении желаемой позиции в социальной структуре, закладывает основы «формирования и развития личности»В широком смысле под профессиональным самоопределением понимается часть жизненного самоопределения, связанная с поиском, выбором и приобретением профессии.

