Формирование социокультурной компетенции у старших школьников при чтении аутентичных текстов на уроках английского языка
Введение
Сегодня изучение иностранного языка стало частью жизни любого современного человека. Изучение языка не может быть без познания языковой культуры народа. Общение людей играет важную роль. Обучение иностранному языку это не только грамматические правила, чтение текстов и запоминание новых слов, одна из основных задач — это воспитание толерантного человека, разделяющего общечеловеческие ценности. Изучение иностранного языка – это способ взаимодействия с другими культурами и народами.
У каждого народа есть свой менталитет и поэтому необходимо знать об особенностях народа изучаемого языка. Все это необходимо для освоения социально-культурной компетенцией. Именно данный аспект заложен во всех нормативно-правовых документах, которые упорядочивают образовательный процесс по иностранному языку.
Социально-культурная компетенция формируется через познание культуры носителей языка. Сегодня благодаря развитию СМИ, сети Интернет мы можем использовать видеоматериалы, аудиоматериалы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………..……………………………………...……3
Глава 1. Теоретические основы формирования социокультурной компетенции у учеников 10-11 классов при чтении аутентичных текстов на уроках английского языка……………….6
1.1 Психолого-педагогические особенности старших школьников…...………..6
1.2 Методика использования аутентичных текстов на уроках английского языка с учетом требования ФГОС, предъявляемые к формированию социально-культурной компетенции у школьников 10-11 классов….9
1.3 Специфика и особенности планирования урока при работе с аутентичными текстами……………………………………………………..……………………..17
1.4 Специфика и особенности планирования урока при работе с аутентичными текстами……………………………………………..……………………………..23
Выводы по Главе 1…………………………………………………………...……28
Глава 2. Практические аспект формирования социокультурной компетенции при чтении аутентичных текстов на уроках английского языка ………….…...30
2.1 Использование заданий из УМК по английскому языку для развития навыков чтения в 10 классе средней общеобразовательной школы…………...30
2.2 Комплекс упражнений для работы с аутентичным текстом для формирования социокультурной компетенции и основные рекомендации по его использованию........34
2.3 Апробация и результаты внедрения разработанного комплекса для чтения аутентичных текстов на уроках английского языка у старших школьников………………………………………………………………….……..45
Выводы по Главе 2…………………...…………………………………………....56
Заключение…………………………………...……………………………………57
Список использованной литературы………...………………………………..…59
Приложения………………………………………………...……………………...65
Список использованной литературы
1. Абдумажитова, Р. Р. Use of authentic texts in the foreign language lessons / Р. Р. Абдумажитова. // Молодой ученый, 2019. № 12 (250). – С. 247-248. URL: https://moluch.ru/archive/250/57449/ (дата обращения: 17.03.2022)
2. Атрощенко В.В. Аутентичные материалы в обучении иностранному языку в начальной школе // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 17(145). URL: https://sibac.info/journal/student/145/210811 (дата обращения: 07.02.2022).
3. Афанасьева О.В., Михеева И.В., Баранова К.М. - Английский язык. 10 класс. Rainbow English. Учебник. Базовый уровень. Вертикаль. ФГОС. М.: Просвещение, 2019 – 241 с.
4. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: проблемы и перспективы: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1988. 256 с.
5. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника: опыт системноструктурного описания. М.: Русский язык, 1977. 288 с.
6. Бурмяков Т.П. Формирование социокультурной компетенции посредством использования прагматических материалов на старшем этапе обучения немецкому языку в общеобразовательной школе // научное сообщество студентов xxi столетия. гуманитарные науки: сб. ст. по мат. LXXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(83). URL: https://sibac.info/archive/guman/11(83).pdf (дата обращения: 07.02.2022)
7. Вакулич Н. Р. Коммуникативные риски современного социокультурного пространства /Образование в современном мире/сборник научных статей. под редакцией профессора Ю. Г. Голуба. Саратов, 2011/Издательство: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
8. Дьяченко Е.В., Репка М.Г. Анализ содержания лингвокультурологического компонента в умк по английскому языку // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XCIV междунар.студ.науч.практ.конф.№11(94).URL: https://sibac.info/archive/meghdis/11(94).pdf (дата обращения: 05.04.2022).
9. Есипович К. Б. Управление познавательной деятельностью учащихся при изучении иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988. 190 с.
10. Зимняя И. А., Сахарова Т. Е. Проектная методика обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 1991. № 3. С. 9-15.
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. − Изд. второе, доп.1 испр. и перераб. − М.: Университетская книга; Логос, 2009. − 384 с.
12. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика /Г. А. Китайгородская. − 2-е изд., перераб. и доп. − Москва: Высш. шк., 2009. − 277 с.
13. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. 665 с., с. 80.
14. Костомаров В. Г., Верещагин Е. М. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Русский язык., 1990. - 246 с., с.117.
15. Кравченко Е.В. Развитие коммуникативной
Грамматика способствует развитию понимания текстов на иностранном языке, а также помогает создавать собственные тексты. Когда речь идет об аутентичных текстах, в большинстве случаев это связано не только с навыками чтения, но и с собственным производством текста (навыками письма), поскольку это и есть аутентичный текст.
Учащиеся старших классов отличаются от учеников младшей и средней школы. Нельзя забывать, что каждый ученик имеет свои социальные и когнитивные характеристики. Выбор правильных стратегий обучения для старшеклассников, при учёте всех преимуществ и недостатков, может оказать огромное влияние на успех [Абдумажитова, 2019: 247-248].
Для эффективной работы с учащимися старших классов не стоит забывать и про физиологические особенности данного возраста. Для каждого возраста характерны свои спектры способностей. Например

