Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в процессе описания сюжетных картин

Цель работы – выявить возможности использования описания сюжетных картин в развитии связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
30.08.2022
Объем файла
471 Кб
Количество страниц
78
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Тема выпускной квалификационной работы обусловлена актуальностью данной проблемы, так как  в последние годы увеличивается число детей, стра-дающих общим недоразвитием речи, остро встаёт проблема коррекции речи детей. А своевременно оказанная помощь позволяет создать условия для становления полноценной речи ребёнка.
Имеются данные о том, что среди детей дошкольного возраста общее недоразвитие речи встречается примерно у 1%, а среди детей школьного воз-раста у 0,6-0,2%.
Успехи в изучении общего недоразвития речи в работах новейшего периода достигнуты благодаря тому, что исследователи в своей деятельности стали широко опираться на методологию комплексного синдромального подхода к анализу дефекта.
Доминирующим при этом является психолингвистический аспект изуче-ния, представленный в работах Е.Ф. Соботович, В.А. Ковшикова, Б.М. Гриншпуна и других исследователей. Не все проблемы изучения общего недоразвития речи в настоящее время раскрыты. Но в отличие от  предшествующих периодов, когда, по словам В.К. Орфинской, спорных вопросов и расхождений между исследователями общего недоразвития речи было больше, чем общепринятых положений, на современном этапе развития логопедии имеется больше общего во взглядах на общее недоразвитие речи, больше общих точек зрения, чем разногласий. Общее проявляется в основных, принципиальных установках на понимание дефекта, его механизма, путей преодоления.
Профессором Р.Е. Левиной наблюдались разные уровни речевого разви-тия, выделенные и описанные: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Таким образом, состояние речи у детей с общим недоразвитием речи, характеризуется большим разнообразием и зависит от тяжести неврологиче-ского нарушения, условий воспитания и речевой среды, времени и длительности логопедического воздействия. А также  во многом от компенсаторных возможностей ребёнка: психической активности, состояния интеллекта и эмоционально-волевой сферы.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

1.1. Формирование связной речи в норме 8

1.2. Особенности формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 10

1.3. Методические подходы к проблеме преодоления нарушений развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 15

ГЛАВА 2

СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СЮЖЕТНЫХ  КАРТИН В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕ-НИЙ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

2.1. Основные направления коррекционной работы по преодолению речевых расстройств у старших дошкольников  с общим недоразвитием речи 21

2.2. Принципы и успешность  использования описания сюжетных картин в коррекционной работе по развитию  связной речи у старших

дошкольников  с общим недоразвитием речи III уровня 33

2.3. Особенности повествовательных рассказов с использованием описания сюжетных картин в процессе коррекционной работы со старшими

дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня 44

ГЛАВА 3

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ   СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДО-РАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ОПИСАНИЯ  СЮЖЕТНЫХ КАРТИН

3.1. Цель и  организация исследования 47

3.2. Диагностическое изучение уровня развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня  и анализ  результатов 51

3.3. Организация деятельности воспитателя в процессе коррекционной  работы по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 64

3.4. Эффективность результатов проведённой практической деятельности 68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74

ПРИЛОЖЕНИЕ 79

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахутина, Т.В. Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. /Т.В Ахутина. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 213с.

2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей /А.М.Бородич. – М.:Изд-во МГУ, 1975. – 165с.

3. Боскис, Р.М. Некоторые   принципы диагностики аномального развития ребёнка с частным поражением анализатора /Р.М.Боскис.  М.:Изд-во Просвещение, 1961. – с.3-36.

4. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования /Л.С.Выготский.  М.:Изд-во МГУ, 1956.– 264с.

5. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии /Т.А.Власова, М.С.Певзнер,  – М.:Изд-во Просвещение, 1973. – с.26-48.

6. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи /А.Н.Гвоздев.  М.:Изд-во МГУ, 1968. – 176с.

7. Генинг, М.Г. Воспитание у дошкольников правильной речи /М.Г.Геринг.  М.:Изд-во Просвещение, 1971. – 187с.

8. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников /Л.Н.Ефименкова. – М.:Изд-во Просвещение, 1985. – 235с.

9. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей /Н.С.Жукова // Дефектология  1994. №6.  С.16-24.

10. Жаренкова, Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи /Г.И.Жаренкова. – М.:Изд-во Просвещение, 1961.  164с.

11. Зееман, М.А. Расстройства речи в детском возрасте  / С./М.Зееман – М.:Социально-политический журнал, 1962. – С.19.

12. Занков, Л.В. О начальном обучении./Л.В.Занков  М.:Изд-во Просвещение, 1963. – 148с.

13. Захарова, А.В. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. /А.В.Захарова. //Доклады АПН РСФСР. – 1958. – № 3. – С.80-84.

14. Кузнецов, Э.В. Лексикология русского языка./Э.В.Кузнецов – М.:Изд-во Просвещение, 1982. – С.73-80.

15. Кочергина, В.С. Развитие речи детей в процессе онтогене-за./В.С.Кочергина, С.Н.Шаховская – М.: Изд-во МГУ, 1969. – 264с.

16. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. /Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 238с.

17. Логопедия.  Методические традиции и новаторство/ Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. – М.:Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 127с.

18. Логопедия. Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – С.142-156.

19. Лурия, А.Р. Нарушение высших корковых функций./А.Р.Лурия. – М.:Изд-во Просвещение, 1962. – С.16-26.

20. Левина, Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом ./Р.Е.Левина. – М.:Изд-во МГУ, 1961. – С.38-57.

21. Левина, Р.Е. Причины неуспеваемости школьников/Р.Е.Левина. – М.:Изд-во Просвещение, 1956. – С.78-90.

22. Мастюкова, Е.М. Логопедия. /Е.М.Мастюкова. – М.:Изд-во Просвещение, 2000. – 342С.

23. Мелехова, Л.В. Речь дошкольников и её исправление./Л.В.Мелехова. – М.Издательский дом « ВЛАДОС», 1992. – С.19-28.

24. Моисеев, А.И. Буквы и звуки./А.И.Моисеев. – М.:Изд-во Просвещение, 1969. – 205с.

25. Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. – Межвузовский сборник трудов. / Под ред.Л.И.Беляковой. – М.:Изд-во МГПИ, 1985. – С.45-58.

26. Никашина, Н.А. Опыт преодоления недостатков произношения, чтения и письма./ Н.А.Никашина.  М.:Изд-во Просвещение, 1956. – С.83-98.

27. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е.Левиной.  – М.Изд-во Просвещение, 1968. – С.53-62.

28. Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии./В.Г.Петрова. – М.:Изд-во «Флинта» Московский психолого-социальный институт, 1998. – С.95-132.

29. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / И.В.Дубровина, А.Д.Андреева, Е.Е.Данилова, Т.В.Вохмянина; под ред. И.В.Дубровиной [2-е изд.,] стереотип. – М.: Издательский центр "Академия", 2001. – С.58-73.

30. Правдина, О.В. Логопедия./О.В.Правдина. – М.:Изд-во Просвещение, 1969. – С.176-198.

31. Правдина, О.В. Логопедическое обследование./О.В.Правдина. – М.:Издательский центр  «Академия», 1969 – С.125-142.

32. Поваляева, М.А.Справочник логопеда./М.А.Поваляева. – Ростов н/Д: Изд-во  «Феникс», 2007. – С.47-58.

33. Пекелис, Э.Я.О методе педагогического изучения некоторых форм неуспеваемости школьников./Э.Я.Пекелис.  М.:Изд. дом,  «ВЛА-ДОС»,1992. – С.79-92.

34. Педагогика. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши – [ 2-е изд.,] испр. – М.: Издательство  Московского психолого-социального института,2002. – С.256-269.

35. Рау, Е.Ф.Воспитание правильной речи./Е.Ф.Рау.  М.Изд-во Просвещение, 1968.  С.43-58.

36. Рождественская, В.И. Воспитание правильной речи. /В.И.Рождественская, Е.А.Радина.  – М.:Изд-во МГУ, 1968. – С.50-72.

37. Спирова, Л.Ф.Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи./Л.Ф.Спирова.  М.:Изд-во Просвещение, 1975.  С.76-95.

38. Сухарева, Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста./Г.Е.Сухарева. – М.: Изд-во МГУ, 1965. – С.45-59.   

39. Спирова, Л.Ф. Приёмы выявления речевых нарушений у де-тей./Л.Ф.Спирова.  М.:Изд.дом  «ВЛАДОС», 1989.  С.65-78.

40. Спирова, Л.Ф. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи. Методы обследования нарушения речи у детей / Л.Ф.Спирова, А.В.Ястребова. – Воронеж.:Изд-во НПО  «МОДЭКС»2003. – С.59-88.

41. Трауготт, Н.Н. Развитие речи у детей дошкольного возраста. /Н.Н.Трауготт. – М.:Изд-во Просвещение, 1960. – 246с.

42. Успенская, Л.П.Сборник речевого материала для исправления произношения звуков у дошкольников./ Л.П.Успенская.  М.:Изд-во МГУ, 1962 – 236с.

43. Ушаков, К.Г. Детская психиатрия./ К.Г.Ушаков. – М.:Изд-во Просвещение, 1973. – 346с.

44. Фомина, М.И. Лексика современного русского языка./ М.И.Фомина. – М.:Изд-во МГУ, 1973. – 212с.

45. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста./ Л.П.Федоренко. – М.:Изд-во Просвещение, 1977. – 157с.

46. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи / Т.Б.Филичёва. – М.:Изд.дом  «ВЛАДОС», 2004. – 98с.

47. Филиппова, А.Д.  Говори правильно./ А.Д.Филиппова.  М.:Изд-во МГУ, 1967.  134с. 

48. Фомичёва, М.Ф. Учите детей говорить правильно./ М.Ф.Фомичёва.  М.:Лабиринт, 1998.  С.134-150.

49. Хватцев, М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста./ М.Е.Хватцев. – М.:Изд-во Просвещение, 1961. – С.143—156.

50. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте./ Д.Б.Эльконин. – М.:Изд-во МГУ, 1968. – С.65-78.

51. Ястребов, А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной  школы./ А.В.Ястребов.  Воронеж .:Изд-во НПО «МОДЭКС»,2002.  С.98-116.

Анализ рассказов детей с речевым недоразвитием позволяет предполо-жить, что трудности при выполнении этого задания обусловлены недостатками различных сторон речевой деятельности (планирования, реализации замысла высказывания, несформированностью контроля над его выполнением и др.). При большом разнообразии отмечаемых дефектов можно выделить следующие, наиболее характерные. Существенные трудности при построении высказывания отмечались прежде всего на уровне планирования его содержания. Это проявлялось при выборе темы фразы-высказывания, установлении последовательности информативных звеньев в структуре высказывания, их взаимосвязи и тому подобное (например: «Бегаем… Мы гуляли на участке… Иглускали… Комки делали» и т.п.). Трудности планирования и текущего контроля часто приводили к тому, что вторая часть фразывысказывания как бы механически присоединялась к первой без учёта её содержания и структуры («Я люблю играть… на санках»; «В ДедМороза… будем строить»). Во многих случаях при попытке дать развёрнутое сообщение наблюдался пропуск важных смысловых звеньев, что делало его малопонятным.
Недостатки в построении высказываний затруднялись в связи с грамма-тико-синтаксическими нарушениями, особенно при передаче пространствен-ных, атрибутивных и других межпредметных отношений («Ездили на лёде… где на коньках»; «Комками снеговик делали»). У 6 детей (60% исследуемой группы) нарушения имели резко выраженный, комплексный характер (бедность содержания, низкий уровень используемой фразовой речи, грубые аграмматизмы, затрудняющие восприятие рассказа и другое).