Психолого-педагогические основы коррекции произношения у детей с дислалией
Введение
С каждым годом все больше детей, которые страдают различными речевыми отклонениями. Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления речи. В последнее время резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Именно дошкольный возраст – лучший для преодоления недостатков речи. Этому способствуют особенности дошкольника: высокая пластичность мозга, способность детей всё превращать в игру, что способствует более быстрым достижениям в коррекционной работе, стремление к овладению звуками речи и непрочность ошибочных речевых навыков. Если в это время не уделить должного внимания устранению нарушений звукопроизношения, то они превратятся в стойкий дефект. Проблеме звукопроизношения посвящено большое количество трудов. Среди них работы А.Н. Гвоздева, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, Н.В. Серебряково
Содержание
Введение………………………………………………………………………….........................6
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией………………………………………...8
1.1. Понятие «звукопроизношение» в специальной литературе……………………………..8
1.2. Развитие звукопроизношения у детей в онтогенезе……………………………………..12
1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с дислалией……………………………………………………………16
1.4. Особенности звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с дислалией…………………………………………………………………………...................23
Выводы по 1 главе……………………………………………………………………………...29
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией………………………………................31
2.1. Организация и методика работы по обследованию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией…………………………………………31
2.2. Результаты анализа состояния звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией…………………………………………………………...34
2.3. Содержание работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией на занятиях учителя-логопеда………………………..39
Выводы по 2 главе……………………………………………………………………...............53
Заключение…………………………………………………………………………...................54
Список использованной литературы………………………………………………………….56
Приложения……………………………………………………………………………………..61
Список литературы
1. [Текст]/О.А. Белобрыкина – Ярославль: Академия развития, 1998 -240с.
2. Абелева, И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека [Текст] /
3. Александровская, М.А. Недостатки произношения у детей старшего дошкольного возраста // Избр. Псих. Труды – М., 1990 – 14 с.
4. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – Москва, 1999 – 245 с.
5. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Е.А. Аркин - Москва, 1998 – 445 с.
6. Беккер, К.П., Совак, М. Логопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/175009/
7. Белобрыкина, О. А. Речь и общение. Пособие для родителей и педагогов.
8. Богомолова А.И. Нарушения произношения у детей. Пособие длялогопедов. М., 1979.
9. Винарская, Е.Н., Богомазов, Г.М. Возрастная фонетика [Текст]. – М.: АСТ, Астрель, 2005. –208 с.
10. Волкова Г.А., Николаева А.А. О логопедической работе воспитателя в речевой группе детского сада // Дошкольное воспитание. 1976. № 11.
11. Волкова Г.Л. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи - СПб.: Книгоиздательство "Сайма", 1993 – 2 с.
12. Волкова Л. С. Логопедия. [Текст] / Л.С. Волкова //Методическое наследие.
13. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии [Текст] /Л.С. Выготский –Москва, 1985 – 527с.
14. Выявление и преодоление речевых нарушений вдошколь
На четвертом году жизни происходит дальнейшее совершенствование артикуляционного аппарата, движения его мышц становятся более
координированными. В речи появляются твердые согласные, шипящие звуки, правильно произносятся слова со стечением нескольких согласных. В это время дети отмечают ошибки в произношении других, легко различают близкие по звучанию звукосочетания и слова, т. е. у них происходит дальнейшее развитие фонематического восприятия [2].
На пятом году жизни у детей увеличивается подвижность артикуляционного аппарата. Большинство детей правильно произносят шипящие звуки, сонорные – л, р, ръ, у некоторых из них остается неустойчивым произношение свистящих и шипящих звуков, они взаимозаменяются. В простых словах дети четко произносят данные группы звуков, а в сложных и малознакомых – заменяют. Фонематические процессы у детей к пяти годам совершенствуются

