Организация психолого-педагогического сопровождения отклоняющегося поведения подростков в образовательной организации
ВВЕДЕНИЕ
Результатом освоения программы «Управлениеобразовательными организациями» является овладение универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, установленными программой магистратуры в соответствии с ФГОС ВО направления подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование и с требованиями работодателей к профессиональной деятельностивыпускников.
В соответствии с основными функциями руководителяобразовательных организаций диссертационное исследование посвящено решению проблемы отклоняющегося поведения подростков, атакже организации психолого-педагогического сопровожденияотклоняющегося поведения подростков в образовательной организации.
Актуальность. Актуальность данной темы обусловлена тем, что обучающихся с отклонениями в поведении в образовательных организациях растет с каждым годом. Научное изучение отклоненийосуществляется в криминологии, социальной работе, педагогике, психопатологии, правоохранительных органов и психологии.Именнопоэтому в
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕОСНОВЫПРОФИЛАКТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ
1.1. Сущность, содержание,структура понятия профилактики отклоняющегося поведения подростков 15
1.2. Основныепричины возникновения отклоняющегося поведения подростков 24
1.3. Анализ деятельности МБОУ НГО «СОШ №10» поселка Лобва по профилактике отклоняющегося поведения подростков 36
Вывод поглаве 44
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕИССЛЕДОВАНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1. Описание базыисследования образовательной организации по проблеме отклоняющегося поведения подростков 45
2.2. Организация эмпирического исследования отклоняющегося поведения подростков 72
2.3. Результатыэмпирического исследования отклоняющегося поведения подростков 75
Вывод по главе 96
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО -ПЕДАГОГИЧЕСКОГОСОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙРАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Разработка программы, направленнойна профилактику отклоняющегосяповедения в образовательнойорганизации 98
3.2. Реализация программы,направленной на профилактикуотклоняющегосяповедения в образовательнойорганизации 124
Вывод по главе 125
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 126
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 129
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел) 135
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Опросник «Самооценка психическихсостояний личности» Г. Айзенка 143
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «Опросник выявленияпричин отклонения в поведении и развитии подростка» Н.В. Перешеиной и М.Н, Заостровцевой 146
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 «Экспресс - диагностика алкоголизма и наркомании у подростков RAFFT» Модификация А.Ю. Егоровой 157
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Бланки ответов, обучающихся 158
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Расчёты результатов диагностики экспресс-диагностики алкоголизма и наркомании у подростков RAFFT 159
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Расчёты результатов опросника самооценки психических состояний личности Г. Айзенка 163
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Расчёты результатов опросника склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орел 167
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.: Директ-Медиа. 2008. С.200-213.
2. Анточева О.А., Кошкина С.Г. Технологии организации добровольческой деятельности молодежи // сборник тезисов международной конференции «Технологии реализации молодежной политики и работы с молодежью в современном мире». 20-21 июля 2010 года // Мос. гос. гуман. ун-т им. М.А. Шолохова. Москва. 2010. С. 36-39.
3. Апресян Р.Г. Проблемы «другого Я» и моральное сознание личности // Р.Г. Апресян // Философские науки. 1986. № 6. С. 10.
4. Беличева С.А. Психологическое обеспечение охранно-защитной превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних (в соавторстве) //РИЦ Консорциума "Социальное здоровье России". Москва. 2013, С. 196.
5. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики //кн. для учителей и студентов высш. и сред. учреждений образования // А. С. Белкин. Урал. гос. пед. ун-т // Департамент психол.-пед. образования. Екатеринбург, 2002. С.161.
6. Березин С.В. Психологическая коррекция в условиях межличностного конфликта подростков. Самара. 2015.С.101-103
7. Битенский В.С., Личко А.Е., Херсонский Б.Г. Психологические факторы в развитии токсикомании у подростков // Психол. журнал. 1991. Том 12.С.15-260.
8. Бидерман К. Координация работы добровольцев и менеджмент волонтерских программ в Великобритании // Пер. М. Санниковой, И. Мюллер. Москва.2013. С. 170.
9. Блонский П.П. К проблеме воспитания. Москва.2008.С.12-25.
10. Богданов В.Н. Психология личности в конфликте: учебник для высших учебных заведений // В.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин. Спб, 2004. С. 211.
11. Бодренкова Г.П. Системное развитие Добровольчества в России: от теории к практике// учебно-методическое пособие // Из истории продвижения концептуальных основ добровольчества в России // Российский центр развития добровольчества (МДМ). Москва, 2013.С. 202-230.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Спб.2008.С. 386-389.
13. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других // В.В. Бойко. Москва: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996.С.6. 14. Большой толковый словарь официальных терминов: более 8000 терминов // сост. Ю.И. Фединский. М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2004. С. 211.
15. «Вестник благотворительности» N 5(21), сентябрь-октябрь 2015. С.12.
16. Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций. Учимся воспитанию//Москва. 2001.С.50.
17. Выготский Л.С. Педология подростка //Собр. соч.: в 6 т. Москва, 1984. Т.5 Трудное детство. С.104-136.
18. «Волонтеры Урала» добров
На сегодняшний день существует большое разнообразие методов профилактики отклоняющегося поведения у подростков. Во многих случаях они не всегда бывают результативны. Поэтому нужно более усерднее исследовать формы, причины и динамику отклоняющегося поведения, разрабатывать лучшие результативные меры социального контроля – реабилитационные, коррекционные и профилактические.
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что увеличение и продолжающийся рост агрессивности, преступности и жестокости, тенденция к повышению безнадзорности, ранней токсикоманией, табакокурения, наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних растёт. Особое место занимает компенсаторно-иллюзорная форма поведения, когда неудовлетворенность потребностями и притязаниями, устойчивый психологический дискомфорт подростка являются выходом в искусственное возбуждение, одурманивание себя растормаживанием общения, танцами, интоксикацией, музыкой, алкоголем, наркотиками, токсическими и лекарственными веществами. В действительности, речь идет о компенсаторном поведении, которое раскрывается в крайних формах нонконформизма или конформизма. В условиях такого роста возникают серьезные

