Интеллект-карта как способ структурирования теоретической информации при работе с буквенными орфограммами на уроках русского языка в 5 классе

Скачать курсовую работу на тему: "Интеллект-карта как способ структурирования теоретической информации при работе с буквенными орфограммами на уроках русского языка в 5 классе". В которой разработана интеллект-карта (схема) по правописанию буквенных орфограмм (с опорой на пример конспектов Меженко). Разработан комплекс упражнений для отработки буквенных орфограмм.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
08.11.2025
Объем файла
564 Кб
Количество страниц
30
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение
Актуальность исследования. Каждый из нас знает, что лучше запоминается систематизированный, структурированный материал, выстроенный в логическую цепочку, тот материал, в котором прослеживаются причинно-следственные связи. Очень хорошо, если перед глазами ученика изучаемая тема предстает в виде целостной картины
Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности ученика. Сегодня ученик должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. Задача учителя – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания. Поскольку на смену знаниевому подходу приходит систе

Оглавление

Введение 2

1. Теоретическая часть. 5

1.1 Обзор сложных вопросов при работе с буквенными орфограммами на уроках русского языка в в 5 классе. 5

1.2 Анализ учебников русского языка для 5 класса. 10

1.3 Анализ обновленного ФГОС (новых программ) для 5 класса. 10

2. Практическая часть. 15

2.1 Эксперимент по выявлению (недостаточного) уровня сформированности навыков по работе с буквенными орфограммами у учащихся 5 класса. 15

2.2 Разработка интеллект-карт (схем) по правописанию буквенных орфограмм 20

2.3. Разработка комплекса упражнений для отработки буквенных орфограмм 22

Заключение. 30

Список используемой литературы 32

Список используемой литературы

1. Алгазина, Н.Н. Предупреждение орфографических ошибок учащихся V-VIII классов. - М.: Просвещение, 1965. 

2. Алгазина, Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1987. 

3. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед.  учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

4. Баранов, М.Т.  Ознакомление учащихся IV класса с орфограммой и первоначальный этап формирования орфографического навыка // Русский язык в школе. - 1970. - № 4.

5. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М.: изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1966. 

6. Бунеев, Р.Н, Бунеева, Е.В, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева. Русский язык. Учебник для 5-го класса основной школы. В 2 кн. / под науч. ред. акад. РАО А.А. Леонтьева. - Изд. 3-е, исправ. - М.: Баласс, 2008.

7. Власенков, А.И. Методика обучения орфографии в школе. - М.: ООО «ТИЦ «Русское слово» - РС», 2011.

8. Гадалова, В.В. Теория и практика урока русского языка: Пособие по методике преподавания русского языка (для студентов и учителей). - М.: Московский Лицей, 2002.

9. Гадалова, В.В. Методы формирования правописных умений и условий их выбора [Текст] /В.В. Гадалова // Проблемы лингвистического и речевого образования в школе и в вузе: Сб. научн. трудов/ Урал. гос. пед. ун-т.- Екатеринбург, 2006. Вып. 3. С. 69-78.

10. Граник, Г.Г. Психологические механизмы формирования грамотного письма// Вопросы истории. - 2010.- №2.- С. 3-8. 

11. Жедек, П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах. - Томск: Пеленг, 1992.

12. Жедек, П. С. Методика обучения орфографии// Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения /Под ред. М. С. Соловейчик. - М.: Академия,1993.

13. Жинкин, Н.И. Механизмы речи. – М.: Издательство Академии педагогических наук, 1958. 

14. Иванова, В.Ф. Современная русская орфография. - М.: Просвещение,1991

15. Кобзев, А.И. Новый вид диктанта- «Проверяю себя». – М.: Учпедгиз, 1962.

16. Комиссарова, Л.Ю. Орфографическая навигация (методика формирования орфог

Метод обладает уникальной особенностью – позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом еѐ элементов. Свѐрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. На уроках литературы карты помогают ребятам составлять рассказ, например, о жизни писателей.
С помощью интеллект-карты обучающиеся  учатся пересказывать,  выделять ключевые слова, моменты, систематизировать, группировать. При работе с текстом с помощью карты школьники учатся сворачивать и разворачивать информацию;
лучше запоминают ее благодаря ассоциациям и оживлению рисунками; могут увидеть все элементы текста.
Таким образом, внедрение метода интеллект-карт в практику преподавания русского языка и литературы способствует развитию предметной компетенции обучающихся, повышению мотивации, активизации деятельности, развитию