Педагогика сотрудничества как основа становления классного коллектива младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Проблема формирования школьного коллектива непосредственно связана с социально-педагогическим аспектом развития и воспитания подрастающего поколения в условиях общеобразовательной организации. В коллективе младших школьников благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в социуме. Одной из актуальных образовательных технологий, связанных с формированием классного коллектива, является педагогика сотрудничества. Обучение в сотрудничестве имеет разные варианты, позволяющие решать различные задачи в области обучения: развивает коммуникативные навыки и умения, социализацию, что является очень важным в современной жизни. При обучении в сотрудничестве достигаются хорошие результаты: ученики становятся друзьями не только в школе, но и за её пределами.
Данной теме было посвящено значительное число публикаций педагогов-новаторов (Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова). В настоящее время понятие «педагогика сотрудничества» раскрыто в ряде работ. Так психологический словарь даёт такое определение: «направление в отечественной педагогике, в к-ром в середине 70-х годов стали возрождаться прогрессивные гуманистические идеи. Основными положениями П. с. являются отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитанниками, учение без принуждения, идеи трудной цели, опоры, свободного выбора, опережения, крупных блоков, самоанализа и самооценки, создания высокого интеллектуального фона в классе, личностного подхода.» [26* псих словарь]. Сухомлинский В.А. определял педагогику сотрудничества как систему, построенную на следующих гуманистических принципах - доверие к ребенку, получение знаний без принуждение, воспитание без наказания, сотрудничества 3-х сторон (ученик, учитель, родитель), высокая нравственность, свобода выбора поведения, поступка, образа жизни, ответственность за собственный выбор и т.п.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА КАК ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Понятие педагогики сотрудничества 7
1.2 Психолого-педагогические особенности становления классного коллектива младших школьников 12
1.3 Формы и методы развития навыков сотрудничества младших школьников 22
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА НА СТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 34
2.1 Программа диагностики сформированности коллектива младших школьников 34
2.2 Рекомендации учителю по изучению педагогики сотрудничества как основы становления коллектива младших школьников 42
Список использованной литературы и источников 47
Приложение 54
Список использованной литературы и источников
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения 18.11.2021)
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100) Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389561 (дата обращения 18.11.2021)
3. Акопян А.А., Абелян М.А. Формирование межличностных отношений младших школьников // Наука и образование сегодня – 2018. – №7 – с. 30. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-mezhlichnostnyh-otnosheniy-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 20.11.2021).
4. Барабанова В.В., Кабаева В.М., Мухортова Е.А. Коммуникативные универсальные учебные действия как основа формирования личностных образовательных результатов // Развитие личностных образовательных результатов, учащихся в современном образовании – М.: РУСАЙНC – 2017. С. 95–158.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика – 1991. – 480 с.
6. Гребенкина Л.К. Педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра (теория, опыт) / Л. К. Гребенкина, Н. А. Копылова ; Федеральное агентство по образованию, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина". – 2-е издание. – Рязань : Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина – 2010. – 220 с.
7. Джонсон Д., Джонсон Р., Джонсон-Холубек Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве. – М.: Экономическая школа, 2001. – 256 с.
8. Емельянова И.В., Кулагина И.Ю. Особенности развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте // Психолого-педагогические исследования – 2020. – Том 12. № 2. – С. 91–107. Режим доступа: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2020/n2/Emelyanova_Kulagina.shtml
9. Зарединова, Э. Р. Технология обучения в сотрудничестве / Э. Р. Зарединова, М. С. Зекрьяева // Путь в педагогическую науку: проблемы и решения. – 2020. – № 6(10). – С. 156-161.
10. Заречная А.А. Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников // Психологическая наука и образование – 2015. – Том 7. № 1. – С. 48–55. Режим доступа: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2015/n1/75634.shtml
11. Зубова Л.В. Педагогика сотрудничества и пути ее реализации в школе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №10-3. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogika-sotrudnichestva-i-puti-ee-realizatsii-v-shkole (дата обращения: 03.04.2022).
12. Иванов А.В. Развитие сотрудничества в детском коллективе как современная педагогическая проблема // ЦИТИСЭ. – 2019. – № 5(22). – С. 405-417.
13. Кабаева В.М., Барабанова В.В., Мухортова Е.А. Коммуникативные умения и психологическое благополучие первоклассников // Вестник практической психологии образования. – 2020. – Том 17. № 3. – С. 68–77. Режим доступа: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2020/n3/Kabaeva_Barabanova_Mukhortova.shtml
14. Камаева Т.А. Педагогика сотрудничества как условие формирования духовно-нравственных представлений в младшем школьном возрасте // Эпоха науки. – 2021. – №26. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogika-sotrudnichestva-kak-uslovie-formirovaniya-duhovno-nravstvennyh-predstavleniy-v-mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 20.11.2021).
15. Каминская М.В. Проблема совместной деятельности учителя и ученика в теории учебной деятельности и практике развивающего обучения // Психологическая наука и образование. – 2006. – Том 11. № 3. – С. 54–64. Режим доступа: https://psyjournals.ru/psyedu/2006/n3/Kaminskaja.shtml
16. Климбей Л.В. Инновационные стратегии и педагогика сотрудничества в начальной школе // Педагогическая наука и практика. – 2016. – №2 – С. 12. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-strategii-i-pedagogika-sotrudnichestva-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 20.11.2021).
17. Копылова Н.А. Современный взгляд на педагогику сотрудничества и реализацию ее идей в практической деятельности образовательных учреждений // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2007. – №45. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-vzglyad-na-pedagogiku-sotrudnichestva-i-realizatsiyu-ee-idey-v-prakticheskoy-deyatelnosti-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 20.11.2021).
18. Коротаева Е.В., Домрачева О.В. Развитие отношений сотрудничества у учащихся начальной школы // Педагогическое образование в России. – 2012. – №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-otnosheniy-sotrudnichestva-u-uchaschihsya-nachalnoy-shkoly (дата обращения: 20.11.2021).
19. Лысенкова С.Н., Шаталов В.Ф., Волков И.П., Караковский, Щетинин М.П., Ильин Е.Н., Амонашвили Ш.А. Педагогика сотрудничества: Отчет о встрече учителей-экспериментаторов // Учительская газета. – 2006. – №42. Режим доступа: https://ug.ru/pedagogika-sotrudnichestva-otchet-o-vstreche-uchitelej-eksperimentatorov/ (дата обращения: 19.11.2021).
20. Санина С.П. Развитие компетенций учителя начальных классов в процессе решения профессиональных задач // Психологическая наука и образование – 2016. – Том 8. № 4. – С. 41–49. Режим доступа: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2016/n4/sanina.shtml
21. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. - М.: Просвещение, 1987
22. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М.: Просвещение – 1981. - 64 с.
23. Фуфарева М. А. Особенности формирования коммуникативных умений в коллективе младших школьников // Интерактивная наука. – 2019. – №12 –с. 46. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-kommunikativnyh-umeniy-v-kollektive-mladshih-shkolnikov-pervoklassnikov (дата обращения: 20.11.2021).
24. Цукерман Г.А. Поведение младших школьников в коллективной учебной работе // Вопросы психологии. – 1983. – №4. – С. 46–54.
25. Хайдарова М.Л. Педагогическая деятельность в формировании социальных способностей младших школьников // Образовательный вестник «Сознание». – 2020. – №3. – С. 25-29. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-deyatelnost-v-formirovanii-sotsialnyh-sposobnostey-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 20.11.2021).
26. Псих словарь http://www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8/%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D1%81%D0%BE%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0
27. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
28. Николаева М. С., Андросова М. И. Развитие навыков сотрудничества у учащихся младших классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 26. – С. 75–77. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770716.htm. (дата обращения 24.02.2022)
29. Амет-Уста Зарема Ремзиевна, Вовк Светлана Александровна Современные образовательные технологии // Проблемы Науки. 2019. №6 (139). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii-3 (дата обращения: 03.04.2022).
30. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/400951e1bec44b76d470a1deda8b17e988c587d6/
31. https://4brain.ru/blog/pedagogika-sotrudnichestva-obuchenie-cherez-dialog-i-obedinenie/#:~:text=%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D0%BE%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B5%D1%82%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%8C,%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%2C%20%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%20%D0%B8%20%D0%B2%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
32. Славина Л.С. Трудные дети. М., 1998. 440 с.
33. Дарвиш О. Б. Возрастная психология: учебное пособие / под ред. В. Е. Клочко. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС; ИД КДУ, 2013. 264 с
34. Бурлакова И. А., Гуткина Н. И., Ягловская Е. К. Интегративные качества ребенка-дошкольника. М.: МГППУ, 2012. 51 с.
35. Максакова В. И. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2017. 206 с.
36. Лазарев Максим Александрович Роль возрастных особенностей в формировании школьного коллектива // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2018. №2 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-vozrastnyh-osobennostey-v-formirovanii-shkolnogo-kollektiva (дата обращения: 17.04.2022).
37. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов педагогических училищ/В. М. Коротов, Л. Ю. Гордин, А. Ю. Гордин, В. В. Жуков, под ред. В.М.Коротова. - М.: Просвещение, 1990.
38. Сластёнин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов. высш. педагогич. учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
39. Макаренко, А.С. Собрание сочинений: в 4 томах / А.С. Макаренко; [ил. И. Ушакова]. – М.: Правда, 1987 – 508 с.
40. Озерская, Ф.С. Избранные педагогические произведения. изд. 2-е пособие для студентов пед. ин-тов и учителей. / под ред. Ф.С. Озерская, Н.А. Сундуков. – М.: Просвещение, 1968 – 695 с.
41. Сластёнин, В.А. Педагогика: учебник для студ. средних пед. учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – 6-е изд., стереотип. – М.: ОИЦ «Академия», 2013 – 576 с.
42. Жуков, Г.Н. Основы общей и профессиональной педагогики: учеб. пособие / П.Г. Матросов, С.Л. Каплан; под ред. Г.П. Скамницкой. – М.: Гардарики, 2005. –384 с.
43. Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы: учебник пособие для студентов / Л.А. Байкова, Л.К. Гребёнкина, О.В. Ерёмкина; под ред. В.А. Сластёнина. 4-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2006. –160 с.
44. Свиридова Елена Михайловна, Маслобойщикова Анна Евгеньевна Феномен явления социализации: диагностика, уровни, условия, подходы к обеспечению активности учащегося в школе // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-yavleniya-sotsializatsii-diagnostika-urovni-usloviya-podhody-k-obespecheniyu-aktivnosti-uchaschegosya-v-shkole (дата обращения: 19.04.2022).
Совместная деятельность – деятельность, которая реализуется несколькими людьми “вместе”. Совместная деятельность, как целостная система, меняет структуру личных деятельностей за счёт их обоюдного дополнения и высококачественного обогащения. Идеальным типом взаимодействия в совместной деятельности является сотрудничество. Выделяются два подхода к организации учебного сотрудничества. Согласно первому подходу, отношения преподавателя и младшего школьника строятся как отношения субъекта и объекта, при которых преподаватель, организуя взаимодействие, выступает функциональной стороной, а младший школьник - пассивной стороной образовательного процесса, объектом педагогических действий учителя. Согласно второму подходу, взаимодействие преподавателя и воспитанников осуществляется как субъект - субъектное, где участники 23 образовательного процесса активно сотрудничают в поиске нужных знаний и методов действий. Идеальным типом взаимодействия в совместной деятельности является сотрудничество. Школьное развитие ребенка как личности и субъекта деятельности обязательно предполагает: - развитие интеллекта, - развитие эмоциональной сферы, - развитие стрессоустойчивости, - развитие уверенности в себе и самопринятие, - развитие позитивного отношения к миру и принятия других, - развитие самостоятельности, автономности, - развитие мотивации самоактуализации, самосовершенствования. Сюда же относится и развитие мотивации учения как важнейшего элемента мотивации саморазвития (А.А.Реан и Я.Л.Коломинский) [41, 32].