Сформированность коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся младшего школьного возраста в условиях малокомплектной школы
ВВЕДЕНИЕ
Система образования в России продолжает переживать ситуацию модернизации. За последнее время произошли существенные изменения, которые связанны с преодолением отставания системы образования от потребностей развития страны, также несколько поменялись представления о целях образования и способах их реализации. В связи с этим основная задача, возлагаемая на современную школу на сегодняшний день, заключается в том, чтобы научить ребенка учиться, а точнее, научить его развивать свои способности, усваивать новые знания и применять их на практике.Изменения в системе отечественного образования, произошедшие в ходе реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, выдвинули в качестве важнейшего приоритета развития личности младших школьников формирование универсальных учебных действий, дающих возможность обучающимся в дальнейшем самостоятельно овладевать новыми знаниями, умениями и навыками.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………….…..…….. 3
1. Теоретические аспекты исследования коммуникативных УУД младших школьников в условиях малокомплектной школы……………………….…… 6
1.1 Психолого-педагогическая сущность понятий «универсальные учебные действия», «коммуникативные универсальные учебные действия»…..…….. 6
1.2 Психологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте………………………………………………………………….……… 14
1.3 Формы, методы и средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, в том числе, в условиях обучения в малокомплектной школе……………………………………………………..…. 17
Вывод по 1 главе……………………………………………………………..….. 23
2. Эмпирическое исследование сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов экспериментальной группы……………………………………………..……… 25
2.1 Диагностический инструментарий, определяющий уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника……………………………………………………………. 25
2.2 Анализ результатов диагностики коммуникативных УУД младших школьников, психолого-педагогические рекомендации учителю и родителям детей по полученным результатам………………………………………..……. 27
Вывод по 2 главе……………………………………………………….………… 30
Заключение…………………………………………………………….…………. 31
Список использованных источников…………………………………..……….. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Арефьева, О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников / О.М. Арефьева // Начальная школа плюс до и после. - 2019. - № 2. - С. 74-78.
Арипов, М.А. Особенности интегрированного обучения в начальной малокомплектной школе / М.А. Арипов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. – 2019. - № 2. – С. 32-36.
Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов. – Москва: Просвещение, 2015. – С. 89.
Гришанова, И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников: автореф. дис. … д-ра пед. наук. / И.А. Гришанова. - Ижевск, 2010. – 39 с.
Даньшова, Т.А. Психолого – педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников / Т.А. Даньшова // Концепт. – 2015. - № 8. – С. 1-6.
Даньшова, Т.А. Формирование универсальных учебных действий, как фактор успешной социализации младших школьников / Т.А. Даньшова // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. – 2021. - № 5. – С. 71-75.
Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений / под ред. В.Е. Клочко. - Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС ИМПЭ им. АС. Грибоедова, 2003. – 364 с.
Дроздова, О.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников как ведущий результат обучения / О.А. Дроздова // Грамота. – 2019. - № 5. – С. 1882-184.
Дуда, И.В. Коммуникативные универсальные учебные действия: понятие и уровни сформированности / И.В. Дуда // Молодой ученый. – 2020 - № 19. – С 458-462.
Жиенбаева, Н.Б. Психологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте / Н.Б. Жиенбаева // Молодой ученый. – 2018. - № 11. – С. 116-119.
Ильруд, Р.П. Универсальные учебные действия как сверхзадача обучения / Р.П. Мильруд // Научный диалог. – 2018. - № 1. – С. 272-284
Приступая к исследованию коммуникативных универсальных учебных действия (далее - КУУД), следует изучить понятие «универсальные учебные действия» в контексте современного школьного образования. Универсальные учебные действия (далее - УУД) - это познавательные стратегии, необходимые для поиска, получения и фиксирования, осмысления и понимания, запоминания и хранения, трансформации и применения, создания и распространения знаний . Поскольку учебные действия универсальны, достигаемый с их помощью уровень учебной компетенции школьников является первым шагом к формированию умения учиться всю жизнь.Какие бы знания учащиеся не стремились освоить, им нужно уметь искать и находить требуемую информацию, а также фиксировать ее в той или иной форме для последующего использования. Полученные данные нужно осмыслить и понять, то есть соотнести с ранее усвоенной информацией и встроить новые сведения в имеющуюся систему знаний. Содержание обучения важно запомнить в разной форме и уметь хранить не только в памяти, но и на бумаге или в электронном виде, а также в виде умений и навыков. Для того чтобы применить усвоенную информацию, ее необходимо трансформировать, так как проблемные задачи никогда не бывают похожи одна на другую (похожие друг на друга ситуации нельзя назвать проблемными).

