Формирование учебной мотивации второклассников при изучении сложения и вычитания посредством дидактических игр
Введение
Актуальность исследования. Проблема успеваемости обучающихся является одной из актуальных проблем современной школы. Часто можно столкнуться с такой проблемой, как проблема успеваемости обучающихся. При этом проблемы зачастую связаны не с интеллектуальными возможностями, а со сниженным интересом к учебному процессу и сниженной учебной мотивацией.Формирование учебной мотивации представляет собой неотъемлемую часть развития человеческой личности. Нынешнее образование ставит одной из своих задач практико-ориентированность и адаптивность, поэтому исследование учебной мотивации является столь важным моментом в решении данной проблемы.Учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей деятельностью. Именно поэтому необходимо создавать предпосылки формирования учебной мотивации.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования учебной мотивации младших школьников посредством дидактических игр
1.1. Психолого-педагогические основы использования дидактических игр…….6
1.2. Характеристика дидактических игр как средства формирования учебной мотивации детей младшего школьного возраста………………………12
1.3. Особенности учебной мотивации младших школьников…………………...16
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование проблемы использования дидактических игр в процессе изучения сложения и вычитания на уроках математики для формирования учебной мотивации
2.1. Описание методик исследования уровня сформированности учебной мотивации второклассников…………………………………………………….....22
2.2. Комплекс дидактических игр для формирования учебной мотивации при изучении сложения и вычитания во 2 классе………………………………..24
2.3. Включение дидактических игр в структуру урока…………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….…48
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….52
Список литературы
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 «Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования»
Аникеева, Н.П. Игра в педагогическом процессе. -Новосибирск: Знание, 1989. -256 с.
Бескоровайная, Л.С., Перекатьева О.В. Методика современного открытого урока математики. 1-2 классы. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 416 с.
Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович, Л.В. Благонадежина. – М.: «Педагогика», 1972. – 352 с.
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с. 24
Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребёнка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – М.: Школа-Пресс, 1966. – No 6. – С. 74-75.
Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Изд-во Смысл. Изд-во Эксмо, 2004. – 512 с.
Газман О.С. В школу с игрой / О.С. Газман, Н.Е. Харитонова. – М.: Просвещение, 1991. – 96 с.
Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 439 с.
Денисова, Т.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в 5-м классе // Начальная школа плюс до и после, 2013. №10. 67-72 с.
Долгова, В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе: монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.
Жикалкина, Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах четырехлетней начальной школы: Пособие для учителя. – М.: Новая школа, 1996. – 176 с.
Зайцева, И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности. – Ноябрьск, 2005. 12-24 с.
Ильин, И.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2013. – 364 с.
Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М., 2009. – 288 с.
В современном мире процесс образования и обучения детей невозможен без применения инновационных технологий обучения, которые будут способствовать развитию памяти, внимания, форм мышления и творческих задатков детей младшего школьного возраста. Согласно концепции Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, уроки следует планировать таким образом, чтобы ученики были полноправными и активными участниками образовательного процесса, а учителя являлись организаторами познавательной деятельности.Активизация учебного процесса, повышение устойчивого внимания обучающихся возможны при условии формирования у детей положительной учебной мотивации и познавательного интереса. Формирование познавательного интереса, внимания и учебной мотивации возможно осуществить различными педагогическими методами и средствами. К подобным средствам относятся дидактические игры. Дидактические игры, как необычный элемент обучения вызывают у обучающихся неподдельный интерес, стремление успешно усвоить новый материал, так как для детей младшего школьного возраста игра все еще имеет значение – она сохраняется, но происходят значительные изменения в характере самой игровой деятельности.

