Развитие двигательных качеств у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами кинезитерапии

Скачать дипломную работу на тему: "Развитие двигательных качеств у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами кинезитерапии". В которой разработана и реализована на практике педагогическая модель развития двигательных качеств у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами. Проверена эффективность педагогической модели развития двигательных качеств у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами кинезитерапии.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
01.11.2025
Объем файла
477 Кб
Количество страниц
60
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Несмотря на достижения медицинских и педагогических наук, не теряет актуальности проблема тяжелых нарушений речи у детей. Наоборот, это стало своеобразным стимулом для увеличения удельного веса патологических изменений, благодаря улучшению уровня диагностики и расширению представлений об эффективных методах коррекционной помощи. С другой стороны, современные направления развития России, требуют согласования традиционных методов с мировыми тенденциями образования, создание новых технологий учебного процесса. Особенно глубоко эти процессы коснулись воспитания и интеграции детей, имеющих особые образовательные потребности.
Современный междисциплинарный подход к изучению дизартрии у детей распознает взаимосвязь логопедии со многочисленными науками (нейрофизиологией, нейропсихологией, возрастной и специальной психологией). Чаще всего встречающаяся форма детской дизартрии – псевдобульбарная дизартрия. Дизартрия у детей имеет различную степень выраженности и проявлений речевых и н

Оглавление

Введение 4

Глава I. Теоретический обзор проблемы изучения двигательных качеств у детей с дизартрией 9

1.1. Проблема развития двигательных качеств у детей в отечественных и зарубежных исследованиях 9

1.2. Особенности развития двигательных качеств у детей с дизартрией 18

1.3 Научно-методическое обеспечение процесса развития двигательных качеств у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами кинезитерапии 23

Выводы по первой главе 34

Глава II. Экспериментальное изучение проблемы развития двигательных качеств у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами кинезитерапии 35

2.1. Диагностика двигательных качеств у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 35

2.2. Разработка и реализация педагогической модели формирования двигательных качеств у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами кинезитерапии 43

2.3. Анализ и интерпретация экспериментального исследования проблемы формирования двигательных качеств у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 56

Выводы по второй главе 61

Заключение 62

Список использованных источников 67

ПРИЛОЖЕНИЯ 73

Список использованных источников

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология/ Г. С. Абрамова.- М.: Академический Проект, 2013.- 542с.

2. Азова, О.И. Методы реабилитации детей с речевыми, эмоциональными и поведенческими нарушениями / О.И. Азова // Логопед. – 2018. – № 8. – С. 20 –30. 

3. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи с методическими рекомендациями / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина [и др.]; под ред. Т. В. Волосовец, Л. В. Лопатиной. –Москва : Просвещение, 2019. – 325 с. 

4. Аленькина, Т.Н. Гармонизация движений, эмоций и общения детей с нарушениями речи средствами психогимнастики / Т.Н. Аленькина, О.В. Никитина // Логопед. – 2018. – № 5. – С. 24-33.

5. Артеменко, О.Н. Нарушения звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами / О.Н. Артеменко, И.А. Хлюстова // Международный журнал экспериментального образования. – 2019. – № 8. – С. 43-44. 

6. Артемова, Е.Э. Логопедическая работа по формированию звукопроизношения у дошкольников со стертой дизартрией / Е.Э. Артемова // Логопедия сегодня. – 2018. – № 1. – С. 50-53. 

7. Архипова, Е.Ф. Инновационная модель логопедического и медико-психолого-педагогического сопровождения развития детей с перинатальным поражением мозга / Е.Ф. Архипова // Педагогика. –2012. – № 2. – С. 16-23. 

8. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-педагогическая работа по преодолению стертой дизартрии / Е.Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2008. – 254 с. 

9. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учеб.пособие для студентов педвузов / Е.Ф. Архипова. –М.: АСТАстрель, 2016. –222 с. 

10. Бабина, Г.В. Дизартрия: учеб-метод. пособие / Г.В. Бабина, Л.И. Белякова, Р.Е. Идес. – М.: МПГУ, 2016. – 124 с. 

11. Бабушкина, Л. М. Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения у дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2017. – № 10. – С. 36–39

12. Баряева, Л.Б. Нарушения двигательной сферы у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами / Л.Б. Баряева // Адаптивная физическая культура. – 2018. – № 4. – С. 18 –20.

13. Беденко, Г.В. Логоритмические занятия в старших группах для детей с дизартрией / Г.В. Беденко // Педагогическая диагностика и коррекция. – Ростов н/Д, 2017. – С. 185-202.

14. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность/ Н. А. Бернштейн. – М.: Смысл, 2017. – 182с. 

15. Бобык С. С. Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. / Бобык С. С. // Образование и воспитание. – 2018. – С. 11–14.

16. Большакова, С.Е. Работа логопеда с дошкольниками (игры и упражнения) / С.Е. Большакова. – М. Профессиональное образование, 2016. – 28 с.

17. Бот, О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с ОНР / О.С. Бот // Дефектология. – 2018. – №1. – С. 56-59.

18. Вайнерман, С. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по логоритмике / С. М. Вайнерман. – М.: Владос, 2018.- 232 с.

19. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка/ Л. А. Венгер. – М.: Речь, 2018.- 126 с. 

20. Ворошнина, Л. В. Коррекционная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей в Доу : учеб. пособие для бакалавриата и специалитета / Л. В. Ворошнина. – 2–е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 291 с. 

21. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский // – М.: Юрайт, 2016. – 200с. 

22. Выготский, Л.С. Психология развития / Л.С. Выготский // Избранные работы. –М.: Юрайт, 2017. – 302 с.

23. Денисова, А.С. Научные подходы к формированию моторного праксиса в структуре преодоления нарушений речи у детей с дизартрией / А.С. Денисова // Теория и практика современной науки. – 2020. – № 7 (61). – С. 194-197.

24. Детская сенсорная дорожка : пособие для педагогов, психологов и родителей / Т. А. Алексеева, А. Л. Баева, Л. Б. Баряева [и др.] ; под ред. Л. Б. Баряевой. – Санкт-Петербург :ЦДК профессора Л. Баряевой, 2019. – 58 с. 

25. Дмитриева, В.Г. Развитие 

Л. Выготский, А. Запорожец, Ж. Пиаже в своих исследованиях постоянно освещали существование тесной взаимосвязи между количеством, качеством двигательной активностью и проявлением мышления,  восприятия, памяти,  эмоций у детей дошкольного возраста. Двигательная активность наростает словарный запас, способствует более здравому пониманию слов, формированию понятий, что улучшает психическое развитие ребенка.
Двигательная активность является не только источником здоровья, трудоспособности, фактором развития психомоторики, мышления, памяти,  восприятия, внимания [7; 18; 23; 26; 34], но и способствует социальному становлению, формируя в ходе выполнения двигательных действий такие качества, как решительность, отвага, культуру поведения, умение управлять и понимать ее, проявлять самостоятельность и инициативу; выступает необходимым для условия становления и формирования ребенка не только как биологического существа, но и социального объекта.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем быстрее развивается его речь. Связь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями ученых (И.П. Павлов; А.Р. Лурия; А.А. Леонтьев и др.). Общая моторика – это двигательная деятельность, которая выполняется за счет работы крупных мышц тела. Навыки общей моторики в целом отличаются от тонкой моторики, в которых основную роль играют маленькие мышцы руки и глаза, их многое объединяет. 
Моторное развитие ребенка очень часто происходит по готовой данной схеме. Хорошо известны такие вехи, как отталкивание руками в положении лежа на животе, умение сидеть без поддержки