Коррекция дисграфии у младших школьников с применением игровых технологий
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обусловлена тем, что нарушения формирования письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка. Специфическое расстройство письма (дисграфия) влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил.
На современном этапе, наряду с успешной социализацией обучающихся, остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости.
Изменения проходящие в жизни общества, когда повышаются требования к уровню общего образования, введены федеральные государственные образовательные стандарты, привели к обострению проблемы школьной неуспеваемости. Практика показывает, что, даже уделяя большое внимание, совершенствованию содержания образования, методикам обучения, оснащению школ современными техническими средствами обучения, учить всех и учить хорошо при с
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……..…………………………………………………………..……3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОРРЕКЦИИ дисграфии младших школьников с применением игровых технологий……………………………………………………………………7
1.1 Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблемам коррекции дисграфии у младших школьников ………….……………………..7
1.2 Психофизиологические предпосылки развития письменной речи………………………………………………………………………………15
1.3 Сущностная характеристика дисграфии……………………………….......22
1.4 Игра как педагогическая технология коррекции дисграфии ………….…32
Вывод по главе I ………………………………………………………………...40
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВс применением игровых технологий…………………………………………………………………..41
2.1 Описание методики и организация констатирующего этапа эксперимента...........................................................................................................41
2.2 Анализ результатов исследования …………………………………………51
Выводы по главе II ……………………………………………………………...62
ГЛАВА III. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЯМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ………..…………………………………………………………63
3.1 Организация и содержание формирующего эксперимента……………….63
3.2 Контрольный эксперимент и анализ его результатов ………………….....67
Выводы по главе III …………………………………………………………….80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..…………….………..81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………83
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….....90
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева, С.Л. Коррекционно -логопедическая работа с детьми -дисорфографиками [Текст ] / С.Л. Андреева // Учитель -ученик; проблемы, поиски, находки. – 2018. – №43. – С. 76-84.
2. Анищенкова, Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников [Текст ] / Е.С. Анищенкова. – М.: АСТ: Астрель, 2019. – 61 с.
3. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем [Текст ] / П.К. Анохин. – М.: Медицина, 2020. – 448 с.
4. Ахутина, Т.В. Нарушения письма: диагностика и коррекция [Текст ] / Т.В. Ахутина // Актуальные проблемы логопедической практики: Методические материалы научно -практической конференции «Центральные механизмы речи», посвященной 100-летию проф. Н.Н. Трауготт / отв. ред. М.Г. Храковская. – СПб.: Акционер и К, 2021. – С. 225-245.
5. Бастуй, Н.А. Нейропсихологический анализ причин школьной неуспеваемости [Текст ] / Н.А. Бастуй // Тезисы докладов 1 Международной конференции памяти А. Р. Лурия / Под ред. Е. Д. Хомской. – М.: МГУ, 2017. 185-191.
6. Безруких, М.Н., Ефимова, СП. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму [Текст ] / М.Н. Безруких, С.П. Ефимова. – М., 2021. – 251 с.
7. Бурлако, В.М. Русский язык в картинках [Текст ] / В.М. Бурлако. – М., 2021. – 92 с.
8. Волина, В.В. Занимательное азбуковедение [Текст ] / В.В. Волина. – М., 2021. 106 с.
9. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст]: учеб для студ. дефектол. фак. педвузов / Л.С. Волкова; под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 703 с.
10. Волоскова, Н.Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов [Текст ] / Н.Н. Волоскова // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой. – М.: Московский психологосоциальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2021 – С. 193-199.
11. Власенко, И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи [Текст ]/ И.Т. Власенко. – М.: Педагогика, 2020. – 184 с.
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве.
При литературной дисграфии наблюдается нарушение узнавания и воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной дисграфии изолированные буквы воспроизводятся правильно, однако при написании слова наблюдаются искажения, замены букв оптического характера. К оптической дисграфии относится и зеркальное письмо, которое иногда отмечается у левшей, а также при органических поражениях мозга[53,202].
Таким образом, дисграфия является одним из проявлений системного недоразвития речи, которое охватывает все стороны речевого развития ребенка, а также ряд его неречевых функций. Очень важна своевременная коррекционная работа с логопедом.
Основными симптомами дисграфии являются специфические (т.е. не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения. Так, И.Н. Садовникова

