Изучение волевой сферы у дошкольников с нарушениями интеллекта
ВВЕДЕНИЕ
Период от рождения до поступления в школу является, по мнению специалистов со всего мира, возрастом наиболее быстрого физического и умственного развития ребенка, начального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку на протяжении всей его последующей жизни, качеств и свойства, которые делают его человеком.
Особенность этого периода, отличающая его от других последующих стадий развития, состоит в том, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее основой для приобретения в дальнейшем специальных знаний и умений, овладения различными видами деятельности. Формируются не только те качества и свойства детской психики, которые определяют общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «запасы» на будущее и выражаются в достигнутых психических новообразованиях путем окончание этого возрастного периода.
Воспитание и обучение должны охватывать весь спектр психических качеств ребенка, но
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………...4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения волевой сферы у дошкольников с нарушениями интеллекта……………………………….6
1.1 Определение понятий «воля» и «волевая сфера» …………………………………6
1.2 Онтогенез волевой сферы …………………………………………………………..8
1.3 Особенности волевой сферы дошкольников с нарушением интеллекта………...12
Глава 2. Методические основы проблемы исследования волевой сферы у дошкольников с нарушениями интеллекта……………………………………………17
2.1 Методы и методики изучения волевой сферы дошкольников с нарушением интеллекта ………………………………………………………………………………17
2.2 Модель констатирующего эксперимента, направленного на выявление особенностей волевой сферы у дошкольников с нарушениями интеллекта………........24
Заключение……………………………………………………………………….……26
Список литературы…………………………………………………………………....27
Список литературы.
1. Амасьянц Р.А. Клиника интеллектуальных нарушений. Учебник / Р.А. Амасьянц, Э.А. Амасьянц. - М.: Педагогическое общество России, 2009.;
2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // 1978.;
3. Выготский, Л.С. Проблема умственной отсталости [Текст] / Л.С. Выготский, Собр. соч., т. 5. - М., 1983.;
4. Забранная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] / С.Д. Забранная— М., 1993.;
5. Каминская М.Ю. Роль педагога-психолога в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольника 5-7 лет / М.Ю. Каминская // Современная психология: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). - Пермь: Меркурий, 2014.;
6. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.;
7. Мозговой В.М. Основы олигофренопедагогики / В.М. Мозговой, И.М. Яковлева. - М.: Академия, 2010.;
8. Монроз А.В. Структура волевых качеств детей на ранних этапах онтогенеза / А.В. Монроз // Вопросы психологии. – 2012.;
9. Электронный ресурс https://studfile.net/preview/1721456/page:9/
10. Электронный ресурс http://www.psi-sintez.org/Psychoparesis/Rubinstein/VII/13
Ребенок — старший дошкольник ставит цель, принимает собственное решение, намечает планы действия, исполняет свои планы, преодолевает трудности к достижению цели, оценивает результаты организованной деятельности.
Необходимость проявления силы воли у ребенка проявляется в ситуациях, когда он должен сделать выбор между двумя и более решениями. Ребенок должен принять наиболее благоприятное решение. Ситуация выбора заканчивается, когда ребенок преодолел себя, проявил силу воли.
1.3 Особенности волевой сферы дошкольников с нарушением интеллекта.
Волевая сфера умственно отсталых дошкольников расположена на самые ранние стадии развития. Его формирование непосредственно связано с появлением речи, что позволяет ребенку понять необходимость того или иного способа действия. Однако формирование произвольной регуляции поведения умственно отсталого ребенка затруднено.
Дошкольники - олигофрены не могут контролировать свои действия и желания.

