Методические аспекты работы учителя-логопеда по развитию коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в последнее время усиливается необходимость в освоении растущим человеком способов межличностного коммуникативного взаимодействия, т.е. общения, так как это обеспечивает успешную адаптацию и социализацию ребенка.Становление коммуникативной деятельности происходит на протяжении первых семи лет жизни ребенка, и это имеет большое значение, так как именно через активное общение ребенок превращается в личность. Между тем, многие современные дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими: не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, не могут поддержать и развить установившийся коммуникативный контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание. Неумение детей организовывать общение, провоцирует личностные и поведенческие нарушения, способствующие появлению замкнутости или чувства отверженности. Все эти трудности особенно характерны для детей с общим недоразвитием речи (далее – ОНР).
Содержание
Введение
Теоретические основы проблемы развития коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи
1 Понятие и характеристика коммуникативных умений
2 Особенности развития коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи
3 Организационно-методические основы развития коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи
Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи
1 Изучение уровня сформированности коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи
2 Методические рекомендации по развитию коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Список использованных источников
Бабаева, Т. И. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду : учебное-методическое пособие / Т. И. Бабаева. – Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2012. – 224с. – ISBN 978-5-89814-842-3. – Текст : непосредственный.
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте : психологическое исследование / Л. И. Божович. – Москва : Просвещение, 2009. 494с. – ISBN 978-5-91180-846-4. – Текст : непосредственный.
Бреслав, Г. М. Психология эмоций : учебное пособие / Г. М. Бреслав. – Москва : Смысл, 2007. – 541 с. – ISBN 978-5-89357-222-3. – Текст : непосредственный.
Волков, Б. С. Психология дошкольного возраста : учебник / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – Москва : КНОРУС, 2017. – 270с. – Текст : непосредственный.
Гаспарова, Е. М. Эмоции ребенка раннего возраста в игре / Е. М. Гаспарова. – Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. – 1981. – № 10. – С. 61–64.
Данилина, Т. А. В мире детских эмоций : практическое пособие / Т. А. Данилина. – Москва : Айрис пресс, 2018. – 146 с. – ISBN 978-5-8112-2652-8. – Текст : непосредственный.
Дзюба, О. В. Формирование коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи / О. В. Дзюба. – Текст : непосредственный // Преподаватель ХХI век. – 2009. – №2. – С. 85 – 89.
Долгова, В. И. Исследование тревожности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. И. Долгова. – Текст : непосредственный // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016. – №4. – С. 121 – 128.
Запорожец, А. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста : методическое пособие / А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. – Москва : Педагогика – 2007. – 176с. – Текст : непосредственный.
Изард, К. Э. Психология эмоций : учебное пособие / К. Э. Изард. – Москва : Питер, 2006. – 460 с. – ISBN 5-314-00067-9. – Текст : непосредственный.
Термин «умения» трактуется в научной литературе неоднозначно, однако все определения этого понятия авторы так или иначе связывают с деятельностью, т.е. используют деятельностный подход к изучению умений.Известный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн под умениями понимает «высокий уровень интеграции и генерализации психических процессов и личностных свойств, отвечающих требованиям какой-либо деятельности» [28, с. 96].Психолог Б. М. Теплов определяет умения как «индивидуально психологические особенности, которые имеют прямое отношение к успешности выполнения деятельности и отличают одного человека от другого» [17, с. 13].В «Новейшем психологическом словаре» под умениями понимается «высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков человека, которые обеспечивают успешное выполнение различных видов деятельности» [10, с. 83]. Авторы словаря указывают на главную отличительную особенность умений – они обеспечивают быстрое и качественное приобретение, закрепление и эффективное использование знаний и навыков в разных видах деятельности» [10, с. 83].С точки зрения генетического подхода умений, хотя и могут передаваться по наследству, тем не менее, они не являются неизменным свойством человека. Как указывает С. Л. Рубинштейн, «умения формируются, развиваются под влиянием обучения и воспитания в правильно организованной деятельности в течение всей жизни человека» [18, с. 20].

