Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности младших школьников

Скачать дипломную работу на тему: Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности младших школьников. В которой определена эффективность данной работы. Изучены дидактические игры, направленные на формирование познавательной активности младших школьников.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
31.10.2025
Объем файла
84 Кб
Количество страниц
24
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Актуальность настоящего исследования связана с его направленностью на решение одной из основных проблем начального образования – формирование познавательной активности младших школьников. В учебном процессе зарождается творческая личность учащегося, которая способна принимать ответственные решения в нестандартных жизненных ситуациях, что является показателем высокого уровня познавательной активности.Использование игр в процессе обучения позволяет разнообразить и улучшить качество познавательной активности, повысить мотивацию познавательной деятельности, развить коммуникативные умения. Для педагога она есть способ обучения и средство формирования познавательной активности.На уроках в качестве одного из действенных методов формирования положительного отношения младших школьников к учению может служить дидактическая игра. Дидактическая игра или игра обучающая, как ее еще называют – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся.
 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................................................................... 3
1 Теоретические основы формирования познавательной активности младших школьников посредством дидактических игр ……….8
1.1 Содержание и сущность понятия творческое воображение у младших школьников……………………………………………. 8
1.2 Современное состояние проблемы использования игровых заданий в начальной школе……………………………… 12
1.3 Методические условия развития творческого воображения в процессе изобразительной деятельности младших школьников на основе игровых заданий ……………………………………….. 16
2 Работа по развитию творческого воображения в процессе изобразительной деятельности младших школьников на основе игровых заданий ..……………………………………………………... 23
2.1 Выявление уровня развития творческого воображения у младших школьников ....................................................................... 23
2.2 Содержание работы по развитию творческого воображения младших школьников в процессе изобразительной деятельности на основе игровых заданий ……………………….. 29
Заключение…………………………………………………………………..... 36
Список использованных источников ……………………………………… 39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Айзман, Р. И. Возрастная физиология и психофизиология / Р. И. Айзман, Н.Ф.Лысова; Новосибирский Государственный Педагогический Университет. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 352 с. – ISBN 978-59279-0157-5.
Алиева, Г. М. Технология игры в процессе обучения младших школьников / Г. М. Алиева // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 3 (52). – С. 17-18. – ISBN 0027-7371.
Арутюнян, А. Ю. Теоретические основания изучения познавательного интереса в контексте некоторых исследовательских направлений / А. Ю. Арутюнян // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 6-1. – С. 105-107. – ISBN 5-7755-0296-5.
Баданина, Л. П. Диагностика и развитие познавательных процессов: практикум по общей психологии / Л.П. Баданина. – М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2012. – 264 с. – ISBN 5-94853-098-1.
Баранова, Э. А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5-8 лет / Э. А. Баранова // Вопросы психологии. – 2007. – №4 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://psyjournals.ru/authors/26326.shtml (дата обращения: 14.02.2023).
Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э. А. Баранова. – СПб.: Речь, 2010. – 128 с. ISBN 978-27475-73.
Баранова, Э. А. Исследование познавательного интереса в структуре общей способности у дошкольников и младших школьников / Э. А. Баранова // Вестник Мининского университета. – 2014 – №3. – С. 2-14. – ISBN 5-94774-610-7.
Булатова, О. В. Взаимосвязь общей способности к учению и познавательного интереса у школьников с разными уровнями развития / О. В. Булатова // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2011. – № 3. – С. 236-240. – ISBN 978-5-377-06528-7.
Булатова, О. В. Условия формирования познавательного интереса у младших школьников / О. В. Булатова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2012. – № 22. – С. 81-86. – ISSN 0027-7371.

Советский учёный  Т. И. Ерофеева считает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызывать заинтересованность и познавательную активность детей [16]. Постоянное повышение заинтересованности детей мотивирует учебную деятельность, активность в поиске и нахождении ответа, создает положительный эмоциональный настрой, способствующий интеллектуальной деятельности и повышающий результативность учебной деятельности. Наличие эмоционального фактора определяет привлекательность предмета, интеллектуальные и волевые особенности – познавательную направленность [29].Проблема формирования познавательной активности обнаруживает естественную связь с организацией активной умственной деятельности с целью интенсификации познавательных процессов. В таком аспекте вопрос ставился в теоретических исследованиях как педагогов, разрабатывающих дидактические принципы обучения, так и психологов, раскрывающих закономерности обучения и воспитания [33, с. 56].Таким образом, на основе анализа теоретических источников определено, что познавательная  активность это есть потребность, и побуждаемая ею деятельность.