Изучение антонимов на материале пословиц на уроках русского языка

Скачать дипломную работу на тему: Изучение антонимов на материале пословиц на уроках русского языка. В которой определены лингвистические основы антонимии. Изучены особенности изучения антонимов в курсе русского языка основной школы.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
30.10.2025
Объем файла
79 Кб
Количество страниц
39
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Лексическая, или словарная работа, на уроках русского языка включает в себя разнообразные направления практической деятельности над словом. Она может проводиться и как количественное обогащение словаря учащихся, и как работа над значениями слов, над оттенками значений, над активизацией словаря и т.д. Но, по результатам практических наблюдений, приемы работы над языковым материалом не ориентируют школьников на систематизацию лексических знаний. Рассматриваемые лексические понятия представляются им набором изолированных друг от друга фактов, разрозненных сведений.Однако еще К.Д. Ушинский писал, что «только система, конечно разумная, дает нам полную власть над нашими знаниями». Вместе с тем большая часть лексической работы имеет прикладной характер, так как семантизация слов, знакомство с фактами многозначности, со словами противоположного и сходного значения организуются только в связи с обучением правописанию и с изучением грамматики. 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОСЛОВИЦ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНТОНИМОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА……………………………….............................................6
1.1. Понятие, сущность и типы антонимов ……………………………………...6
1.2. Признаки антонимов, антонимические ряды и их виды ..............................10
1.3. Использование пословиц при изучении антонимов на уроках русского языка ……………………………………………………………………………...17
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АНТОНИМОВ НА ПРИМЕРЕ ПОСЛОВИЦ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА..................................................................................................................25
2.1. Анализ УМК по русскому языку под ред. Н.М. Шанского, В.В. Бабайцевой, М.М. Разумовской для 5 класса с точки зрения изучения в них антонимов…………………………………...........................................................25
2.2. Использование упражнений на уроках русского языка при изучении антонимов на примере пословиц ……………………………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бабайцева, В.В., Чеснокова Л.Д., Купалова А.Ю., Никитина Е.И. Русский язык. 5 класс: поурочные планы по учебному комплексу / авт.-сост. А.В. Соколова. – Изд.2-е, испр. И доп. – Волгоград: Учитель, 2012 – 207 с.
Бабайцева, В.В., Купалова А.Ю. Русский язык: Практика. 5 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К.Лидман-Орлова и др.; Под ред. А.Ю. Купаловой. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002 – 368 с.
Бабайцева, В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория. 5-9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001 – 336 с.
Бабайцева, В.В. Поурочное планирование: К учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория»: 5-9 кл., «Русский язык. Практика»: 5-9 кл. / А.Ю. Купалова, Т.М. Пахнова, С.Н. Пименова, Ю.С. Пичугов. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000 – 384 с.
Белобрыкина, О. А. Речь и общение [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов/ Худ. Г. В. Соколов, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 2014 – 240 с.
Бугровский, Л. А. Введение в языкознание [Текст]: учебное пособие / Л.А. Бугровский. – Санкт-Петербург, 2001 – 172 с.
Бурмако, В. М. Русский язык в рисунках [Текст]: книга для учащихся. – М. – Просвещение, 1991г. – 96 с.
Введенская, Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003 - 544 с.
Введенская, Л. А. Учебный словарь антонимов русского языка [Текст]: – Москва: Феникс, 2011 – 315 с.
Волина, В. В. Русский язык [Текст]: Переиздание – Екатеринбург: Издательство АСТ, 2019 – 272 с.
Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования [Текст]: Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. – М.: Издательство Национальное образование, 2019 – 368 с.

Антонимы являются предметом лингвистического анализа. С каждым годом интерес к изучению антонимии заметно возрастает. Свидетельство тому – множество исследований учёных-лингвистов по данной теме и появление словарей антонимов.В основе антонимии лежит ассоциативная связь по контрасту, которая отражает различия однородных по характеру признаков, качеств, явлений, действий и предметов. Антонимия является одним из существенных измерений лексико-семантической системы языка. Разнообразные отношения антонимов с другими категориями слов, в первую очередь, с синонимами, говорят об их тесной связи. Умение использовать антонимы является одним из критериев сформированности речи ученика. Далее рассмотрим, что же такое антонимы и какие бывают их типы.Л. А. Бугровский пишет: «Антонимия является противопоставлением, которое допускает значение, выраженное различными корнями, а не простым прибавлением отрицания. Например, белый, небелый.В основе различия слов с противоположным значением – антонимов лежит ассоциация по противоположности, которая в каком-либо отношении предполагает и наличие сходства.Противоположные по значению слова, как правило, называют качества и признаки предмета. Однако существуют такие антонимы, которые при упоминании действий и состояний имеют исключающий или критический характер» [2].
Л.А. Введенская дала следующее определение: «Антонимы являются словами с противоположным значением и относятся к одному и тому же ряду процессов и явлений объективной действительности» [4].