Особенности формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Скачать курсовую работу на тему: "Особенности формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира". В которой разработана диагностическая программа для определения актуального уровня сформированности логических универсальных учебных действий. Проведены методики и определен уровень сформированности логических универсальных учебных действий младших школьников.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
28.10.2025
Объем файла
128 Кб
Количество страниц
42
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нового поколения предъявляет требования не только к предметным, но и к метапредметным результатам.
Отсюда возникает противоречие между требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам и организацией специальных условий для достижения данных результатов.
Образовательные стандарты ставят перед школой задачу культурного, личностного и общего познавательного развития обучающихся, обеспечивая такую фундаментальную компетенцию, как способность учиться. Решение задачи должно осуществляться через формирование универсальных учебных действий[9].
Одной из задач современной системы образования является способность быстрой адаптации к постоянно изменяющимся социально - экономическим условиям.
Образование, как одна из самых весомых отраслей всякого общества, должно соответствовать всем изменениям в обществе, быть гибким и конкурен

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Теоретические основы формирования логических универсальных учебных действий у младшего школьного возраста
1.1.Сущность и характеристика понятий«универсальные действия», «универсальные учебные действия», «логические универсальные действия»………………7
1.2.Специфика логических универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………………14
1.3.Способы формирования логических универсальных учебных действий в начальной школе……………………………………………………………………….17
Выводы по первой главе……………………………………………………………….22
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по формированию логических универсальных ученых действий у младших школьников на уроках окружающего мира
2.1. Описание критериев и параметров измерения логических универсальных учебных действий и подбор диагностической методики…………………………...23
2.2. Диагностика уровня развития универсальных учебных действий у младших школьников……………………………………………………………………………...26
2.3.Методические рекомендации по использованию специально организованных заданий для формирования логических действий у обучающихся третьего класса на уроках окружающего мира…….33
Выводы по второй главе…………………………………………………...…………...38
Заключение……………………………………………………………………..………..40
Список литературы……………………………………………………………………...43

 

Список литературы

1. Алейникова И.Т. Тяжело, но интересно: Внедрение новых стандартов/ И.Т. Алейникова // Управление школой. - 2013. - №11. - С.38-40. 

2. Артемьева Л.В. Мониторинг универсальных учебных действий учащихся в начальной школе. //Управление качеством образования. – 2011, №5. 

3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.:Просвещение, 2008. 

4. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская; под ред. А. Г. Асмолова. — М.:Просвещение, 2011. — 159 с. 

5. Балашова А.И., Ермолова Н.А., Потылицына А.Ф. К вопросу о развитии универсальных действий. - Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. 

6. Бунеев Р.Н. Познавтельные УУД. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Вахрушев А. А., Горячев А.В., Данилов Д. Д., Козлова С.А., Петрова А.Н., Пронина О.Н., Рубин А.Г., Чиндилова О.Г. // Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования: сб. статей. – М.: Баласс, 2012. - С.48. 

7. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Задачи педагогической деятельности учителя, реализующего ФГОС начального общего образования / Е. В. Бунеева, О.В. Чиндилова //Начальная школа плюс До и После. – 2011.-№3. – С. 1-3. 

8. Васильева Н.Ю. Поурочные разработки к УМК А.А. Плешакова. Пособие для учителя. ФГОС– М.: «ВАКО».–2019.–145с.

9. Виды универсальных учебных действий (по материалам ФГОС НОО) [Электронныйресурс]: https://school.kontur.ru/publications/2398 (дата обращения 20.07. 2022)

10. Воровщиков С.Г. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова, Г.П. Каюда, Н.В. Гладик и др. М.: «5 зазнания»,  2009. 144 с. 

11. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с. 

12. Диагностические методики  [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2022/02/09/diagnostika-urovnya-sformirovannosti-universalnyh-uchebnyh (дата обращения 09.02.2022)

13. Ивченкова Г.Г., Окружающий мир.1-4 классы: учебник для общеобразовательных школ / Ивченкова Г.Г, Потапов И.В. - Москва: 

АСТ Астрель, 2013. - 136 с. 

14. Карабанова О.А.  Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы [Текст] / О. А. Карабанова // Управление начальной школой. - 2009. - № 12. - С. 9-11. 

15. Клепинина З.А., Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов./З.А.Клепинина, Г.Н.Аквилаев. - Москва: Академия, 2008. -246с. 

16. Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Под ред.Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2012. - 274с. 

17. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных Заведений/Г.М. Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров - Москва: Издательский центр «Академия», 2000. - 279с. 

18. Коджаспирова Г.М. Познавательные УУД как средство развития логического мышления [Текст]: пособие для студентов высших и средних педагогических заведений/ Г.М. Коджаспирова. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 86с. 

19. Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения. Учебное пособие [Электронный ресурс]. URL: http://iknigi.net/avtor-elena-kravcova/72477psihologiya-i-pedagogika-obucheniya-doshkolnikov-uchebnoe-posobie-elenakravcova/read/page-1.htm  (дата обращения 28.12.2020).

20. Логинова О.Б. / Планируемые результаты начального общего образования / О.Б.Логинова - М.: Просвещение, 2010.-343с. 

21. Логические УУД. Федеральный государственный образовательный стандарт. Зарегистрирован Министерством России от 22 декабря 2009 г. N 15785 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении 

Образовательная система предусматривает развитие личностных качеств, прежде всего, посредством формирования универсальных учебных действий, определяющихся в виде неизменного базового положения процесса образования и воспитания.  

Работая с использованием метода УУД, дети младшей школы в состоянии получать критически необходимый для себя жизненный и социальный опыт в той сфере, которая способствует лучшему развитию его личности.  Проще говоря, ученик начальной школы работает только над теми интересами, знаниями и информацией, которые будут необходимы для практического применения. Благодаря тому, что УУД позволяет концертировать знания в зависимости от индивидуальных личностных черт и интересов индивида, качество усвоения новых знаний, опыта и умений существенно повышается [2].

Характер понятия «универсальные учебные действия» можно интерпретировать в психологическом аспекте. Основные разновидности УУД, посредством которых определяются ключевые общеобразовательные задачи, составлены четырьмя блоками: 

1. Если рассматривать личностные УУД, то несложно заметить, что вся их ориентированность заключается в гарантированном более грамотном развитии ценностных ориентиров учащегося (видеть взаимосвязи между поступками и решениями, выводить логические последствия сделанного выбора, сопоставлять все с культурными, этическим и нравственными критериями того общества, в котором живет). Также подобная но