Социально-педагогическая работа по профилактике тревожности у детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательного учреждения
Введение
В настоящее время наиболее актуальной проблемой является тревожность младших школьников.
Исследование причин повышенного уровня школьной тревожности, в наши дни весьма актуально, так как мир меняется, и ребёнок не успевает адаптироваться в нём. Свойства и качества личности ребёнка закладываются в младшем школьном возрасте. От их формирования зависит дальнейшее развитие ребёнка. Осознание себя, усвоение моральных норм, мотивов поведения, формирование направленности личности происходит в именно в этот период [1].
В данный период одним из важных событий является поступление в школу, происходит переход к новому образу жизни. В связи с этим происходят изменения, которые оказывают влияние на социальное положение ребёнка. У младшего школьника появляются новые обязанности, новые взаимоотношения с окружающими его людьми. [1].
Биоритм младшего школьника меняется, где ведущей деятельностью становится учебная. Всё выше изложенное может быть источником проявления тревожности. Одн
Содержание
Введение 4
Глава I. Теория и практика работы социального педагога по профилактике тревожности у детей младшего школьного возраста 7
1.1.Профилактика тревожности младших школьников в социальной педагогике и психологии 7
1.2.Особенности проявления тревожности младших школьников 22
Вывод по главе I 44
Глава II. Основные направления профилактики и коррекции тревожности 46
2.1. Выявление уровней тревожности у детей младшего школьного возраста 46
2.2. Работа социального педагога по организации проведения профилактики тревожности 52
2.3.Итоги формирующего эксперимента 62
Вывод по главе II 65
Заключение 67
Список литературы 70
Приложения 74
Список литературы:
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов / Г.С. Абрамова. ‒ М.: Академический Проект, 2010. ‒ C. 672.
2. Аверин, В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. ‒ СПб., 2015. ‒ С. 187.
3. Аракелов, Н., Шишкова Н. Тревожность: методы её диагностики и коррекции / Н. Аракелов., Н. Шишкова // Вестник МУ, сер. Психология. ‒ 2015. ‒ № 1. ‒ с. 18.
4. Астапов, В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. ‒ М.: ПЭР СЕ, 2015. ‒ C. 159.
5. Астапов, В.М. Тревога и тревожность: Хрестоматия. Сост. / В.М. Астапов. ‒ СПб.: Питер, 2011. – 296 с.
6. Астапов, В.М. Тревожность у детей: 2-е изд. / В.М. Астапов. ‒ СПб.: Питер, 2014. – 224 с.
7. Барсукова, Е.В., Гуссейнова Э.Г. Реактивная тревожность ‒ естественное или приобретённое состояние организма / Е.В. Барсукова., Э.Г. Гуссейнова // Современная педагогика. ‒ 2016. ‒ №10(47). ‒ С. 73-78.
8. Белов, В.Г. Психологические особенности тревожности у учащихся младших классов / В.Г. Беглов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта – 2015. ‒ № 10 – С. 36-41.
9. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова., Т.В Азарова., Е.И Афанасьева., Н.Л. Васильева. ‒ 2-е изд. ‒ М.: Генезис, 2001. ‒ 352 с.
10. Бурлачук, Л.Ф. Словарь ‒ справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. ‒ СПб., 2002. ‒ С. 123.
11. Волгуснова, Е.А. Взаимосвязь показателей тревожности и неуверенности у дошкольников и младших школьников / Е.А. Волгуснова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: «Педагогика. Психология. Социокинетика». ‒ 2015. ‒ № 1. ‒ С. 67-70.
12. Гарбузов, В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребёнку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье : монография / В. И. Гарбузов. ‒ Санкт- Петербург: Сфера, 1994. ‒ 159 с.
13. Гуров, В. А. Тревожность и здоровье младших школьников / В.А. Гуров // Вестник Томского государственного педагогического университета ‒ 2015. ‒ №4(82). ‒ С. 56-60.
14. Данилова, М.В. Проблема детской тревожности в условиях семейного неблагополучия / М.В. Данилова, В.В. Трофимова ‒ Молодой учёный. ‒ 2014. ‒№ 3. ‒ С. 901- 904.
15. Жулина, Г.Н., Васькина В.С. Взаимосвязь учебной мотивации и школьной тревожности в младшем школьном возрасте / Г.Н. Жулина., В.С. Васькина // Таврический научный обозреватель ‒ 2016 ‒ № 2(7). ‒ С. 123-127.
16. Захаров, А. И. Предупреждение
И как результат ‒ ребёнок утомляется, не успевает за классом, появляется неуспешность и, как правило разочаровывается в школьных ценностях. И в данном случае школа вызывает волнения и страх. [7].
3. Если ребёнок был уязвим, восприимчив и стеснителен, для него поступление в школу или смена школы, заведомо является стрессогенным фактором. [5].
4. Частые переходы или смена учебных заведений, частая смена учителя, приводит к тому, что ребёнок не успевает осваивать программу, не успевает адаптироваться к новому коллективу, новой среде, все это приводит, к тому, что у ребёнка падает успеваемость, появляются неврозы, страхи и тревожность. [7].
5. Ещё одним пунктом можно выделить стресс, который ребёнок может испытывать из-за ссор в семье, развода родителей, смерти близкого человека, все это будет сказыват

