Нарушения произносительной стороны речи у детей со стёртой дизартрией

Скачать курсовую работу на тему: "Нарушения произносительной стороны речи у детей со стёртой дизартрией". В которой рассмотрены закономерности развития стёртой дизартрии в онтогенезе; Определены основные направления коррекции произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с дизартрией.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
27.10.2025
Объем файла
96 Кб
Количество страниц
46
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Научная разработка проблемы дизартрии в отечественной логопедии связана с именами известных неврологов, психиатров, психологов, педагогов, нейрофизиологов (Е.Н. Винарская, Е.М. Мастюкова, Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук, И.И. Панченко, Л.В. Лопатина, И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько и др.). Все современные авторы единодушны в том, что изучение проблемы дизартрии должно сочетаться с ее неврологическим, логопедическим и психологическим аспектами исследования.
При нарушенном развитии у детей имеются дефекты речи в сочетании с нормальным слухом и сохранным интеллектом. Наблюдаются многообразные нарушения речи, например, нарушение произношения, грамматического строя языка, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
В первую очередь при дизартрии страдает произносительная организация речи, связанная с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора, а также с нарушением иннервации мышц речевого аппарата.
Произносительная сторона речи –

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования произносительной стороны речи у детей……………………………………………………….. 5
1.1. Понятие произносительной стороны речи в психолого-педагогической литературе………………………………………………… 5
1.2. Закономерности развития произносительной стороны речи в онтогенезе……………………………………………………………………. 7
1.3. Причины нарушений произносительной стороны речи у детей…….. 14
Выводы по I главе…………………………………………………………… 18
ГЛАВА 2. Теоретические основы нарушения произносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией……………………………... 19
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией…………………………………………………………. 19
2.2. Особенности произносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией…………………………………………………………………… 25
2.3. Методики диагностики произносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией………………………………………………………….. 40
Выводы по II главе………………………………………………………….. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………… 48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Александровская, Е.Ф. Недостатки произношения у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук – М., 1955. – 14с.
2.Алмазова, Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей [Текст] / Е. С. Алмазова. – М: Просвещение. – 1973.
3.Артемова, Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Монография / Е.Э. Артёмова. – М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. – 123 с.
4.Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 254, с.
5.Архипова, Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии [Текст] / Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ : Астрель, 2008. – 123 с.
6.Ахметзянова, А.И. Основы логопедии: учебное пособие [Текст] / А.И. Ахметзянова – М.: Казань : Казан. ун-т, 2015. – 175 с.
7.Башмакова, С.Б. Теоретический анализ исследований психоречевых особенностей дошкольников с дизартрией [Текст] / С. Б. Башмаков, О. Н. Кошкина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 132 – 137.
8.Белякова. Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС. 2009. – 287 с.
9.Белянин, В.П. Психолингвистика: учебник [Текст] / – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2003. – 232 с.
10.Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка [Текст] / Е. Н. Винарская. – М.: Просвещение, 1987.
11.Винарская, Е. Н. Дизартрия и ее диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга [Текст] / Е. Н. Винарская, А. М. Пулатов. – М. – Ташкент : Медицина, 1989. – 170 с.
12.Винарская, Е.Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. – М.: АСТ: Астрель, Хранитель, 2006. – 141 с.
13.Власова, Т.М. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя [Текст] / Т.М. Власова. - М.: Гуманит. Изд. центр «ВЛАДОС», 1996. -240 с.
14.Волк

Сильный испуг или стресс, психические заболевания могут вызвать заикание, задержку речевого развития, мутизм (ребенок перестает разговаривать с окружающими из-за психической травмы).
Выводы по I главе
Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Основные компоненты произносительной стороны речи: интонация (ритмико-мелодическая сторона) и система фонем (звуки речи). В процессе усвоения всех компонентов произносительной стороны речи существует определенная последовательность. В основе лежит усвоение артикуляционной трудности, развитие эмоциональной сферы и фонематических процессов.
Раннее развитие ребёнка считается важным для формирования речи, а также всех ее компонентов, и по мере созревания нервно-мышечного аппарат