Педагогические стратегии формирования у подростков культуры семейных отношений
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Во все времена семья занимала особое место в жизни человечества. Именно в семье у ребёнка формируется образ семьи, который он будет реализовывать во взрослой жизни. Однако в современном мире роль семьи утрачивается. Данную тенденцию можно видеть по увеличению количества разводов, неполных семей, сожительства. В связи с этим у подростков складывается неправильное представление о модели семьи, что говорит о низком уровне культуры семейных отношений.
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» говорится о необходимости содействия разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной жизни. Реализация Стратегии обеспечит: повышение престижа семьи и укрепление традиционных семейных ценностей, а также создание а
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты педагогических стратегий формирования у подростков культуры семейных отношений 7
1.1 Сущность и содержание понятия «культура семейных отношений» 7
1.2 Педагогические стратегии и принципы формирования у подростков культуры семейных отношений 16
Выводы по 1 главе 23
ГЛАВА 2. Реализация разработанных педагогических стратегий формирования у подростков культуры семейных отношений 24
2.1 Технологии реализации диалоговой стратегии в воспитательной работе с подростками (методы и формы, диагностики) 24
2.2 Проект воспитательного мероприятия по формированию у подростков культуры семейных отношений 31
Выводы по 2 главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
I. Правовые документы:
1. «Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»
2. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
II. Учебная и методическая литература:
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - С. 33
4. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-н/Д, 1999.
5. Крившенко Л.П., Вайндорф-Сысоева М.Е. и др.; Педагогика: Учебник / Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. - 432 с.
6. Макаренко, А. С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. Петрозаводск: Гос. изд-во Карельской АССР, 1959. - 438 с.
7. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
8. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф.образования / П.И.Пидкасистый, В.А.Мижериков, Т.А.Юзефавичус; под ред. П.И.Пидкасистого. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2014 — 624 с. — (Сер. Бакалавриат).
9. Подласый И. П. П 44 Педагогика: Учебник. — М.: Высшее образование, 2006. — 540 с.
10. Романцев Г.М. Профессионально-педагогические понятия: Слов. / Сост. Г. М. Романцев, В. А. Федоров, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк; Под ред. Г. М. Романцева. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. – 456 с.
11. Сластенин В.А. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин В.А., И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
12. Соколова О.А. Реализация программы воспитания в образовательных организациях региона: материалы регионального конкурса методических разработок и воспитательных практик «Формула воспитания» (20 декабря 2021 г.) / Под. ред. Соколовой О.А. – Владимир: ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2022. – 234 с.
13. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека: этика коммунистического воспитания / В. А. Сухомлинский. М.: Педагогика, 1990. - 390 с.
14. Харлова, О. Н. Семейные отнош
И.П. Подласый даёт следующее определение: «Формирование — процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.» [9].
Таким образом, формирование культуры семейных отношений – это целенаправленный процесс создания у ребёнка знаний об устройстве семьи и взаимоотношениях в ней, о семейных ценностях и традициях, а также представлений о видах семейных отношений для достижения высокого уровня устойчивости взглядов о семье.
Итак, в первом параграфе составлены схемы определений «культура» (В.А. Сластенина, Л.П. Крившенко, О.Н. Газмана, И.П. Подласого), «семья» (В.А. Сухомлинского, В.А. Сластенина, Л.П. Крившенко, Р.А. Ахмедановой и О.В. Суворовой, Л.В. Гусевой, П.А. Егоровой), «воспитание» (А.С. Макарен

